23 декабря 2020 г.
СВЯТИТЕЛЯ ИОАСАФА, ЕПИСКОПА БЕЛГОРОДСКОГО

Икона Святителя Иоасафа БелгородскогоВо времена благоденствия и времена скорбей, с давних дней первых христианских общин и до нынешних сложных времен, всегда и везде Господь посылает истинных пастырей овцам Своего стада. На этих преданных Богу и ближнему мужах держится Святая Церковь, они очищают, обновляют и наполняют Её жизнью, отражая все поползновения тьмы, своих пасомых ведя ко спасению. Вот уже два года община Свято-Озерянского храма торжественно празднует память одного из таких истинных пастырей стада Христова – Святителя Иоасафа Белгородского, который нес свое служение здесь, на Слобожанщине, в 18 веке. Предмет особенной гордости общины ­– то, что именно в нашем храме, первым на Харьковщине, в честь Святителя Иоасафа был освящен престол нового нижнего храма.

В день престольного праздника сонмом священнослужителей Харьковской епархии и клириками храма во главе с настоятелем архимандритом Никодимом (Сылко) был совершен молебен с чтением акафиста Святителю Иоасафу и Божественная Литургия.

Свято-Озерянский храм. Святителя Иоасафа, епископа Белгородского, 23 декабря 2020 г.

С пастырским словом к верующим обратился насельник Свято-Покровского мужского монастыря города Харькова, глава отдела по взаимодействию с волонтерскими организациями Харьковской епархии архимандрит Глеб (Свидло): «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа! Возлюбленные, сегодня мы с вами слышали Священное Писание:

Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь ().

Интересен выбор именно этого отрывка из Евангелия для чтения в день памяти Святителя. Мы с вами знаем, в Апостоле сказано, что «диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить ()». Это значит, что православная христианская душа, да и вообще душа любого человека находится постоянно в некоей опасности, в опасности погибнуть. Вокруг соблазны мира, которые отвлекают человека от Бога. Но кроме соблазнов мира существует еще и ложь, прелесть сатанинская, когда дьявол отводит человека от Бога, показывая ему другие какие-то пути. Некоторые говорят: все равно какая вера, главное – быть хорошим человеком и подобное. Так ли это на самом деле? Все равно ли, какая вера? Если бы это было так, то Христос родился бы не среди иудейского народа. Он пришел бы среди языческих греков, или подождал бы и позже пришел среди языческих славян. Но Бог рождается среди народа иудейского. Почему в Священном Писании мы видим такое серьезное, требовательное отношение Бога к иудейскому народу на протяжении всей Библейской истории? Всё очень просто: Бог знает, что люди рано или поздно от Него отойдут, отвлекутся. Они забудут о Боге истинном. И Он выбирает один единственный народ, который должен сохранить ту веру, то учение, в среде которого может родиться Мессия.

И то же самое происходит сейчас, в наше время. Сколько различных религиозных учений мы можем наблюдать вокруг, которые зазывают к себе: приходите к нам, у нас здесь хорошо, мы тут «секонд-хенд» бесплатно раздаем, еще и кормим… Многие на это соблазняются. Но это и есть то, о чем сказано: «диавол ходит … ища, кого поглотить». Понятно всё с католиками, с протестантами, – они все еретики и отступники, уже давно потерявшие Благодать Божественную. Но есть еще одна опасность, которая сейчас находится среди нас, в нашей среде. Это опасность лжецеркви. Внешне организации лжецерковные очень похожи на православные, но они таковыми не являются. Имея православную оболочку, внутри они находятся далеко от Бога. Возлюбленные! Дело в том, что спасение человека происходит только в Церкви. Вне Церкви этого спасения быть не может. Для этого Господь и создал Её. Это не просто какой-то фан-клуб любителей Иисуса, какие бывают у звёзд и знаменитостей. Это – Тело Христово, таинственно и мистически. Человек потому спасается, что он соединяется со Христом. Он становится частью Христа. А Христос, как мы с вами знаем, вознёсся на Небеса и воссел одесную Бога-Отца. Он утвердил плоть человеческую рядом с непостижимым Богом. И если мы соединены с этой плотью Христовой, то мы уже спасены. Но и протестанты говорят так же. Что же здесь не так, зачем тогда нужны наши труды ради спасения, подвиги, посты, самоограничение? Для чего все это нужно, если мы с вами уже спасены? А дело в том, что, когда человек начинает грешить – он, как заболевший член, отсекается от тела, дабы не заразить его. Он отпадает от Тела Христова.

И здесь Церковь снова помогает человеку. В самом начале Церковь соединила его со Христом через Таинство Крещения, теперь же Она восстанавливает это единение Таинством Покаяния. И укрепляется это единение принятием Тела и Крови Христовых. Не случайно по уставу Церкви, если человек год не причащался и, не дай Бог, умер, то он не должен отпеваться, он не должен предаваться церковному погребению. Он относится к самоубийцам. Он не радел о своей душе. Увы, но это так, просто об этом не многие знают. И священники, которых мы с вами можем всячески и по разным причинам осуждать, закрывают на это глаза в надежде на милосердие Божие. Но человек, который не причащался год – уже не христианин. Минимальное возможное количество – четыре раза в год, если человек не причащается четыре раза в год – он не христианин. Он не соединен со Христом, он от Него отпадает. Попробуйте туго перемотать свою руку. Что с ней через время будет? Когда не будет к ней доступа крови. Она отмирает. То же происходит и с членом Тела Христова – если он не причащается. Он отмирает, он умирает для Христа.

А для того, чтобы принимать эти Тело и Кровь Христовы, нужна законная Церковь и нужно законное священство. Церковь нельзя создать просто по велению какого-нибудь правителя. Это уже не будет Церковью, это будет пародией, каким-то монстром, но не Церковью. Сатане это выгодно, для него главное – чтобы человек не был с Богом, он ревнует. Он ревнует и ненавидит человека, потому что Бог создал человека и ради него Он даже ангелов создал. Не ради Себя, а ради человека, чтобы ангелы служили людям. И сатана гордится: как я, огонь, буду служить земле? Поэтому он ненавидит людей, он делает всё, чтобы человек не был с Богом, он даже создает подобие Церкви, как ловушку. И мы знаем такую организацию, сейчас она у нас есть. Она набирает силы, потому что поддерживается дьявольским стремлением. Так что же необходимо, дорогие мои, к чему мы в итоге пришли? На христианство нельзя смотреть поверхностно, просто соблюдать какие-то обряды. Нужно его внимательно и усердно изучать, для того, чтобы мы могли отличить ложь от правды, чтобы не попасть в лапы сатаны и не оказаться лишенными Царствия Христова, Ему же честь и поклонение во веки веков, аминь!»

Свято-Озерянский храм. Святителя Иоасафа, епископа Белгородского, 23 декабря 2020 г.

После Божественной Литургии был совершен торжественный Крестный ход вокруг храма с чтением Евангелия и окроплением святой водой, и провозглашено многолетие стране, властям, воинству и всему народу.

Свято-Озерянский храм. Святителя Иоасафа, епископа Белгородского, 23 декабря 2020 г.Свято-Озерянский храм. Святителя Иоасафа, епископа Белгородского, 23 декабря 2020 г.

Настоятель поздравил священство, общину и гостей храма с праздником. «Святитель Иоасаф очень много трудился на Благо Слобожанщины, им была обретена чудотворная икона Божией Матери «Песчанская», и трудно перечислить все его многочисленные благодеяния для нашего края. Особенно хочется отметить его любовь ко всем страждущим, вдовам, обездоленным людям, которым он всегда помогал, поддерживал их. Это самая большая добродетель для человека – видеть в каждом ближнем Господа нашего Иисуса Христа. Когда с таким отношением мы помогаем ближнему, что-то делаем для него, то это мы делаем для Самого Христа. В Евангелии сказано, что Бог будет судить человека не за то, как и сколько он молился и постился, а за то, как он относился к своим ближним. Поэтому Святитель Иоасаф – наш пример для подражания. Мы не можем быть такими же великими подвижниками, как он, но брать пример со Святителя – в его оношении к людям, в его деяниях – мы должны. Для того мы и празднуем память святых, чтобы самим приблизиться к их добродетелям, трудам и подвигам, благодаря которым они достигли Царства Божьего. Да поможет нам Господь Бог по молитвам Святителя Иоасафа Белгородского подражать ему в любви, сострадании, кротости и быть наследниками Царства Божьего, Аминь! Поздравляю вас с праздником, желаю божьего благословения на все ваши добрые дела!» – сказал архимандрит Никодим.