Реставрація ікон

За более чем столетнюю историю существования Свято-Озерянского храма в нем появилось множество произведений церковного искусства, которые имеют историческую и искусствоведческую ценность. В храме имеются иконы, плащаницы, кресты, время в которых отразилось в виде разнообразных форм кракелюров, трещинок, потемнении лака. На иконах с такой патиной времени святые как будто смотрят на нас из глубины веков.

Наряду с хорошо сохранившимися иконами присутствуют предметы, имеющие различные по происхождению разрушения. Одним из основных факторов разрушений является неквалифицированные вмешательства и поновления, а также не бережное хранение.

Настоятель Свято-Озерянского храма архимандрит Никодим (Сылко) и реставратор Ярослав Радченко

Настоятель Свято-Озерянского храма архимандрит Никодим (Сылко) и реставратор Ярослав Радченко

В течение последних лет в Свято-Озерянском храме ведутся реставрационные работы предметов, несущих сакральную ценность. В реставрации икон принимает участие профессиональный реставратор Ярослав Александрович Радченко.

Ярослав Радченко в 2002–2007 годах учился в Харьковском государственном художественном училище по специализации «Художник-педагог», преподаватели: С.Г. Радионов, Г.С. Коробов, Ю.Л. Дятлов, А.М. Хмельницкая. В 2007–2013 годах учился в Харьковской государственной академии дизайна и искусств по специализации «Реставрация станковой и монументальной живописи», преподаватели: В.В. Шулика, А.А. Долуда, Е.П. Кишкурно, Н.Е. Заикина, Н.В. Берестюк, А.Ю. Деревянко. Ярослав Александрович с 2005 года принимает участие во всеукраинских и международных выставках. С 2007 года занимается научной деятельностью. Автор 5 научных публикаций по исследованию сакрального искусства и реставрации живописи. Принимал участие в конференциях:

  • Всеукраинская студенческая научно-практическая конференция по итогам работы 2010/2011 гг. 19–20 мая 2011 года с темой: «Удаление записей бронзовой краски с авторской позолоты на деревянном выносном кресте» (руководитель: старший преподаватель В.В. Шулика).
  • Подготовил доклад на международной научно-практической конференции молодых ученых «Памятникоохранные традиции Слобожанщины», Харьков, 2011 год, на тему: «Реставрация процессионного креста из села Ракитное».
  • Молодая творческая наука Украины.13-я научная конференция молодых ученых, докторантов, аспирантов, магистрантов, студентов, Харьков, 2010 год. Тема: «Запрестольные кресты Свято-Архангело-Михайловского храма села Ракитное» (руководитель: старший преподаватель А. Ю.Деревянко).

В 2004–2005 годах под руководством М.М. Мельниченко принимал участие в росписях интерьера часовни Нерукотворного Спаса в Спасовом Ските, поблизости с. Борки. В росписях также принимали участие С. Радионов, П. Щукин, Ю.Степаненко, В. Лазарев Так как помещение и алтарная часть находились под железнодорожными путями, росписи выполнялись в технике холодной энкаустики, с применением воска для более надежной и долговечной службы нанесенных красок. В 2009–2012 годах выполнял реставрацию росписей XIX века в храме Рождества Христова с. Уланок, Курской области под руководством В.В. Шулики. В процессе восстановления было укреплено и отреставрировано около 1000 квадратных метров старинных росписей. В 2015–2016 годах участвовал в росписи Сретенского храма г. Константиновка, Донецкой области под руководством К.И. Чеботова и А.Короля.

В Свято-Озерянском храме реставратором Ярославом Радченко была отреставрирована икона Богородицы «Одигитрия» (см. фото). Икона хранилась в киоте и резной золоченой раме. По характеру и по колориту письма можно предположить, что она была написана в XVIII веке, место создания – Север России (предположительно Рыбинск). На реставрацию икона поступила в непригодном для экспонирования виде. Элементы рамы были расколоты, присутствовали осыпи и отслоения левкаса с золочением. Оригинальное изображение было скрыто записями более позднего периода, присутствовали локальные очаги плесени. После удаления записей было раскрыто древнее изображение, утраты были восполнены, после чего икона приобрела свой первоначальный вид.

Икона Богородицы «Одигитрия», 18 век, до реставрации

Икона Богородицы «Одигитрия», 18 век, до реставрации

Икона Богородицы «Одигитрия», 18 век, после реставрации

Икона Богородицы «Одигитрия», 18 век, после реставрации

Икона Богородицы «Одигитрия», 18 век, после реставрации, в окладе

Икона Богородицы «Одигитрия», 18 век, после реставрации, в окладе

Еще несколько икон, отреставрированных Я.А. Радченко: икона Богородицы «Одигитрия» Ветковской школы, икона Богородицы «Взыскание погибших».

Икона Богородицы «Одигитрия» Ветковской школы, до реставрации

Икона Богородицы «Одигитрия» Ветковской школы, до реставрации

Икона Богородицы «Одигитрия» Ветковской школы, после реставрации

Икона Богородицы «Одигитрия» Ветковской школы, после реставрации

Икона Богородицы «Одигитрия» Ветковской школы, после реставрации, в раме

Икона Богородицы «Одигитрия» Ветковской школы, после реставрации, в раме

Икона Богородицы «Взыскание погибших», до реставрации

Икона Богородицы «Взыскание погибших», до реставрации

Икона Богородицы «Взыскание погибших», после реставрации

Икона Богородицы «Взыскание погибших», после реставрации

Икона Богородицы «Взыскание погибших», после реставрации, в раме

Икона Богородицы «Взыскание погибших», после реставрации, в раме

Восстановлением плащаницы для Озерянского храма занималась реставратор по тканям II категории, с большим опытом реставрации плащаниц XVIII–XIX веков – Татьяна Алексеевна Долуда.

Реставрацией икон занимались также выпускники Харьковской государственной академии дизайна и искусств – Татьяна Бугайчук, Игорь Хомутов, Наталья Королькова, Алиса Чернова, Валентина Демина, Руслана Гелетий, Оксана Тарасова и другие.

В 2019 году бригадой реставраторов – Радченко Ярославом Александровичем (руководитель), Чеботовым Кириллом Игоревичем и Королём Александром Александровичем – была выполнена капитальная реставрация Всехсвятского придела Свято-Озерянского храма, реставрационные работы в храме продолжаются.