Ремонтные и реставрационные работы

С 2011 года в Свято-Озерянском храме, по благословению и под руководством настоятеля архимандрита Никодима (Сылко), непрестанно ведутся работы по восстановлению, обновлению и украшению храма.

Начало работ в нижнем храме (2013 г.)

В 2013 году началась подготовка помещения для нижнего храма.


17 ноября 2018 года Высокопреосвященнейшим Онуфрием, митрополитом Харьковским и Богодуховским, был совершен чин великого освящения нижнего храма с престолом в честь Иоасафа Белгородского.
Освящение нижнего храма

Укладка плитки во дворе храма (2013 г.)

В 2013 году во дворе Свято-Озерянского храма было демонтировано старое покрытие и проведен полный цикл укладки тротуарной плитки.


Ремонт здания воскресной школы (2018 г.)

В 2018 году в здании Воскресной школы при Свято-Озерянском храме выполнен капитальный ремонт.


Реставрация интерьера храма

В 2019 году начались работы по капитальной реставрации интерьера Свято-Озерянского храма. Выполняется восстановление и обновление настенного покрытия, росписи, элементов орнамента, настенных икон, иконостасов. О своей работе рассказывает руководитель бригады реставраторов, Ярослав Александрович Радченко: «Главная цель нашей работы, по наставлению настоятеля архимандрита Никодима, – устранение разновременных наслоений и неквалифицированных вмешательств. На основе исследований и поисков ранних фрагментов красочного слоя необходимо было разработать целостное, гармоничное решение интерьера, стилистически соответствующее изначальной задумке зодчих, проектировавших Свято-Озерянский храм. Так как внутренние ремонтные работы со времен постройки являются одними из самых масштабных и технологически сложных, было принято решение привлечь к работе специалистов с профильным образованием и опытом работ. По благословению настоятеля в работе по восстановлению внутреннего убранства принимали участие: Король А. А., Радченко Я. А., Чеботов К. И., Поляков А., Яковенко Б. Н. и Яковенко Н. И.

В процессе расчисток для орнаментальных стенных украшений – «полотенец» – в алтарной части мною было обнаружено 6 выполненных в разное время слоев краски ( 1 – темно-коричневый, 2 – красный, 3 – синий, 4 – охристый, 5 – синий, 6 – серый), не имевших орнаментов и художественной ценности. В центральной части храма на местах «полотенец» самым ранним слоем была светло-розовая побелка, нанесенная на неподготовленную, грубую поверхность. Под слоем краски в местах живописных росписей, которые были созданы в 90-е годы ХХ века, не обнаружены остатки более ранних изображений. Таким образом можно предположить, что изначально храм не был полностью расписан, в частности «полотенца» и исследованная часть храма.

Во время реставрации окон и боковых ворот, которую выполняли Яковенко Б. Н. и Яковенко Н. И., было установлено, что возраст окон и ворот соответствует периоду постройки храма и они являются оригинальными. В известковом слое подоконника была обнаружена ниша-тайник, но в связи с тем, что он во времена ранних ремонтных работ вскрывался, внутри ничего ценного обнаружено не было.

Впервые были разработана технология создания икон святых новомучеников Харьковского края. Иконы писались в мастерской на холстах, после чего вклеивались в круглые медальоны. Высокое портретное сходство достигнуто не только с помощью использования старинных фотографий новомучеников, но и благодаря искусному мастерству художника Короля А. А.

Во время реставрационных работ с внешней стороны храма были установлены два мозаичных изображения. Над главным входом – мозаика с изображением Озерянской иконы Божией Матери. На восточной стене установлена большая мозаика с иконой Богородицы «Оранта».
Мозаичное изображение Озерянской иконы Божией МатериМозаичное изображение иконы Божией Матери "Оранта"
Автор мозаичных работ – преподаватель кафедры монументально-декоративного искусства Харьковской государственной академии дизайна и искусств Кардаш И. Ю. Решение установить в этих местах мозаику с применением колотой смальты было принято отцом Никодимом не случайно, так как этот материал очень устойчив к воздействиям внешней среды и служит столетиями».

Реставрация и роспись алтаря во Всехсвятском приделе (2019 г.)


Реставрация Всехсвятского придела (2019 г.)


Реставрация иконостаса во Всехсвятском приделе (2020 г.)


Реставрация Владимирского придела (август 2020 – декабрь 2021 гг.)

К концу 2021 года в Свято-Озерянском храме завершились восстановительные работы во Владимирском приделе. Была отреставрирована настенная роспись «Богородица на троне» с предстоящими Иоанном Предтечей, Иоанном Богословом и апостолами, а также росписи в нижней части придела «Крещение Руси» и «Христос и Самарянка».

Стоит отметить, что вышеперечисленные настенные росписи были выполнены в конце ХХ века, и наиболее интересной из них с художественной точки зрения является икона «Христос и Самарянка». Фигура Христа выполнена профессионально, грамотно, в стилистике классицизма. На заднем плане написаны очертания древнего города Сихарь, вблизи которого находился колодец из изображаемой притчи.

Выдающимся современным художником Королем А.А. были написаны пять медальонов. На двух – уникальные изображения Новопрославленных святых Харьковского края: священномученика Павла Кратирова и святого преподобного мученика Варсонофия. На других медальонах изображены святой равноапостольный Мефодий, Ангел Хранитель и Потир (чаша для богослужения).

В восстановительных работах принимали участие харьковские художники Радченко Я.А., Король А.А., Поляков А.В., над реставрацией боковых ворот и окон работали также Яковенко Н.И. и Яковенко Б.Н.


Ремонт полов в притворе (ноябрь 2021 – май 2022 гг.)


Реставрация дверей главного входа (с марта 2022 г.)