«Что это за страшная и злая сила и ярость? Почему этот ужасный громовой удар обрушился на нас с самого дальнего севера? Эти люди свирепы, они не знают пощады, их голоса подобны ревущему морю. Горе мне что я вижу свирепое и дикое племя, которое, не зная страха наводняет наш город, разоряя предместья. Всё разрушает, всё крушит – поля, дома, стада вьючных животных, женщин, детей, стариков и молодежь – всё пронзает мечом, ни к кому не проявляет жалости, ничего не щадит …» – описывает греческий патриарх Фотий нашествие росов во главе с Аскольдом, князем Киевским, на Константинополь в 860 году. Таковы были нравы и обычаи полудикого варварского племени, таким до принятия Крещения был и сам князь Владимир, вместивший в себе, кажется, все возможные и невозможные для человека грехи и пороки.
Неисповедимый и всеблагой промысел Господень непрестанно действует в мире и в каждом человеке – исцеляя повреждённое, восстанавливая разрушенное, просвещая покрытое тьмой, все замыслы зла обращая ко благу, чтобы каждую живую душу привести ко спасению и жизни вечной. Таинственным действием этого промысла князь Владимир принимает Крещение, раскаивается в содеянных грехах, открывает свою душу Христу и жизнь его, по его собственной воле и с Божией помощью действительно полностью изменяется. Бывший великим прелюбодеем, он живет в честном браке с царевной Анной. Ненасытно грабивший и собиравший дани – всё раздаёт. Презиравший не варягов, считая их рабами – сплачивает своих подданных в один народ. Крестит его, даруя каждому возможность прийти ко Христу. Начинает создавать училища и школы, чтобы просветить всех своих людей, и во всём жертвует собой ради них.
Вечером накануне престольного праздника клириками Свято-Озерянского храма во главе с настоятелем архимандритом Никодимом (Сылко) было совершено Всенощное бдение.
Утром праздничного дня был прочитан акафист равноапостольному великому князю Владимиру и совершена Божественная Литургия. Богослужение возглавлял настоятель архимандрит Никодим, ему сослужил клир храма и священство Харьковской епархии. За богослужением возносилась молитва о мире в Украине и избавлении от врага, о благословении Божием для всех людей доброй воли, помогающих нуждающимся. Праздничное богослужение завершилось торжественным Крестным ходом с окроплением святой водой и чтением Евангелия.
Настоятель обратился к верующим с напутственным словом: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа! У каждой страны, в каждом государстве христианского мира был свой просветитель, который привел свой народ ко Христу. Милостью Божией для нашей Украины-Руси таким просветителем стал равноапостольный князь Владимир. Нам сейчас почти невозможно понять, в какой бездне страстей пребывал он до Крещения и насколько изменился после принятия этого святого Таинства. Князь Владимир приобрел Христа, и Христос его полностью изменил.
В Священном Писании есть такие слова: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (
). В замысле Божием о каждом из нас есть некие тайны, которые сейчас мы не можем постичь. Одна из таких тайн – место нашего рождения. Никто из нас не знает, почему мы родились именно здесь, почему на этой земле жили наши предки, почему мы разговариваем на этом языке. И сегодня мы должны, прежде всего, вспомнить наших родителей, наставников и всех тех, кто учил нас как жить, как поступать, как относиться к ближним. Мы должны вспомнить наших учителей, первую учительницу нашу. Особенное старшее поколение помнит, какой был подход к учебе, отношение к нравственности, уважение. Учителя старались вложить в душу каждого учащегося самое хорошее. Поэтому мы должны вспомнить тех, кто дал нам самые первоначальные знания, кто учил нас чтению, письму и основам нравственности.И, конечно, мы должны вспомнить о тех, кто нас привёл к Богу. Потому что, как правило, в первый раз в храм нас кто-то приводит, рассказывает нам о Боге. И тогда у нас появляется интерес, влечение узнать, а что же за всем этим стоит, что происходит в храме. Мы приходим в Дом Божий, начинаем участвовать в богослужениях, всё больше и больше узнавать о христианстве и со временем становимся верующими людьми.
Но одной только веры ещё недостаточно. Как сказано в Священном Писании: «и бесы веруют, и трепещут» (
), потому что они бессильны. Нужно еще и жить по-христиански. Пример такой подлинно христианской жизни, полного изменения и исправления себя являет нам князь Владимир. Так же и каждый христианин должен изменяться и исправляться, каждый день своей жизни мы должны проживать так, чтобы приближаться к Богу и к Царствию Небесному. Уже здесь, на земле, мы должны подготовить себя к будущей вечной жизни, научиться бороться со страстями своими. Когда мы уделяем внимание молитве, когда постимся и ограничиваем себя в пище, мы приучаем себя к тому, чтобы быть всё время с Богом.Поэтому, празднуя сегодня память святого равноапостольного князя Владимира, просветителя нашей страны, будем молить его, чтобы он помог нам так выстроить, так глубоко организовать нашу жизнь, чтобы она проходила в непрестанном подвиге христианского духа. Чтобы мы не ленились молиться и поститься и всей своей жизнью показывали, как должен жить православный христианин. Да поможет нам Господь Бог, Пресвятая Богородица, святой равноапостольный князь Владимир и все святые угодники, которые так же, как и мы жили на этой земле, ходили по ней, но так прожили жизнь свою, что стали святыми и ныне пребывают во славе Господа нашего Иисуса Христа, аминь! Поздравляю всех вас с праздником, всех именинников, кто носит имя Владимир, поздравляю с днём ангела, желаю Божиего благословления на все ваши добрые дела!».
Уподо́бился еси́ купцу́, и́щущему до́бpаго би́сеpа, славнодеpжа́вный Влади́миpе,
на высоте́ стола́ седя́ ма́теpе гpадо́в, богоспаса́емаго Ки́ева:
испыту́я же и посыла́я к Ца́pскому гpа́ду уве́дети пpавосла́вную ве́pу,
обpе́л еси́ бесце́нный би́сеp – Хpиста́, избpа́вшаго тя я́ко втоpа́го Па́вла,
и оттpя́сшаго слепоту́ во святе́й купе́ли, душе́вную вку́пе и теле́сную.
Те́мже пpа́зднуем твое́ успе́ние, лю́дие твои́ су́ще:
моли́ спасти́ся душам нашим.