– Эссе Галины Теличко –

На этой странице опубликованы эссе преподавателя воскресной школы для взрослых Свято-Озерянского храма Галины Васильевны Теличко. Написанные для учащихся школы и прихожан храма в разное время и по разным поводам, все они объединены тонким и чутким ощущением жизни, глубокомыслием, искренним желанием приблизится к Богу, – всем тем, что свойственно почти утерянному ныне жанру «душеполезного чтения».


ОГЛАВЛЕНИЕ

    1. Новый Год настает
    2. Свет Рождества Христова
    3. Начало (о начале Великого Поста)
    4. Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Великая Среда)
    5. Христос Воскрес!
    6. К празднику Троицы
    7. Радуйся, благословенная в женах Богородице!
    8. Праздник Преображения Господня
    9. О Божественной Литургии
    10. Крестный ход – путь в Небесное Царство
    11. Зачем нужна воскресная школа для взрослых?
    12. Приготовление (Рождественский пост)
    13. Мы – вечные! (К Рождеству)

Новый Год настает

Скоро, очень скоро Православная Церковь, весь наш народ будут праздновать свой величайший, радостный праздник Рождества Христова. Он венчает собой сорокадневный пост, получивший свое название благодаря празднику – Рождественский. И все православные ждут – не дождутся, когда же наступит их любимый, долгожданный День Рождества Иисуса Христа, нашего Спасителя и Господа.

Но существует еще один зимний праздник, как бы предваряющий собою праздник Рождества, не заметить который, пройти мимо которого, просто невозможно. Это праздник гражданского Нового Года, который отмечает практически весь мир 1-го января. Вот об этом празднике мы и предлагаем поговорить.

И сразу сам собою возникает вопрос – как нам, церковным людям, верующим православным христианам относиться к празднику Нового Года? Сделать вид, что ничего не происходит? Не думать, не смотреть, не обращать внимания? Что же нам делать, как вести себя? Как остаться верным чадом своей Церкви и… соблюсти заповедь Христа о любви к своим ближним?!

Праздник Нового Года! Кто из нас, большей части верующих, теперь уже, слава Богу, воцерковленных людей, не родом оттуда, где всегда праздник Нового Года был, пожалуй, самым любимым, самым долгожданным праздником года. Когда за одним столом, рядом с сияющей огнями красавицей елкой, в новогоднюю ночь собирались от мала до велика вся родня, все друзья, соседи, сослуживцы, одноклассники, одногруппники и прочие, и прочие… Когда задолго, заранее все покупалось и прибиралось, шилось, украшалось и наряжалось и, наконец, пеклось и жарилось. Все самое красивое, самое вкусное, самое интересное, необычное и веселое придумывалось и приобреталось.

Мы все любили этот, почти сказочный, праздник. Когда мы, хотя бы ненадолго, опять становились детьми, оставляли все свои «взрослые» дела, загадывали всевозможные мыслимые и немыслимые желания и потом наивно ожидали их исполнения целый год. Да, все это было со многими из нас… А сейчас?

Сейчас мы стали другими, мы изменились. В нашу жизнь вошел Бог. Он открыл нам дверь в совершенно иной мир. Это не мир призрачных фантазий и сомнительных, испаряющихся как пар, радостей. Бог даровал нам Свой мир, Свою радость, Свою Жизнь. И теперь эта новая наша жизнь вся исполнена праздниками. Мы теперь празднуем не просто смену числа года, мы празднуем Самого Бога, празднуем жизнь Его святых людей, празднуем саму Жизнь.

Но неисповедим, непостижим Великий Промысел Божий о роде человеческом. И Сын Божий Господь наш «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (). О чем говорят эти слова святого апостола Павла нам, христианам 21века?

«Означают они, что Бог неизменен, от начала времени Он не перестает быть Промыслителем всего человеческого рода». Как и две тысячи лет назад Он опять и опять посылает в мир Своих учеников, опять и опять говорит все те же слова: «Итак идите, научите все народы,..уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ().

Но причем тут Новый Год, какое отношение эти слова имеют к нам? Как и чему мы можем научить этих, объятых предпраздничной суетой людей, вкладывающих столько сил души и тела, столько надежд и ожиданий в предстоящий праздник… И потом, этих людей так много, кажется, что весь мир сходит с ума… Что делать нам – разделить их веселье или, заткнув уши ватой, накрывшись с головой одеялом, лечь спать? А, может быть, нам надо понять, что перед нами, православными людьми стоит определенная задача и что мы, в меру своих сил, должны ее решить.

Ведь именно ранняя Церковь установила праздник Рождества Христова, «целью которого было именно преобразование и христианизация существовавшего языческого празднества».

Нас с ранней Церковью разделяют уже тысячелетия, но наш мир во многом напоминает тот же языческий мир, который окружал ее. И разве праздник Нового Года не напоминает нам языческий праздник? И разве нам может быть это безразлично? Правильно ли будет, если мы, дожидаясь нашего Нового Года, не обратим свое внимание на тех, кто празднует сейчас свой Новый Год? Да, мир во многом напоминает языческий. Но это наш мир. И эти спешащие и бегущие, озабоченные праздничными хлопотами люди, разве не наши близкие, соседи, друзья, родственники, разве среди них нет наших детей и детей наших детей? И, главное, большинство из них это добрые, отзывчивые и прекрасные люди.

«Нет христианства там, где мир не воспринимается как объект Божественной любви»… Бог неизменен. Он все так же любит мир, даже если тот не замечает и даже отвергает Его. И Бог все так же постоянен в Своем намерении спасти этот мир, привести его к Себе, в Свое Царство. Весь мир и значит, всё, что есть в мире – всё, чем он дышит и живет, чему радуется и о чем скорбит. И той солью, которая должна все это «осолить» – изменить, преобразить, должна быть Церковь Христова, народ Божий – мы с вами.

Да, весь мир подлежит спасению, освящению и преображению. Но это будет только тогда, когда те, которым уже дарована новая Жизнь, будут жить ею, когда Церковь станет «городом, не могущим укрыться на верху горы» ().

Именно нам, тем, кому Церковь Христова стала родным домом, дарована новая Жизнь, не только знание о ней, а сама Жизнь. И живем мы этой жизнью тогда, когда приходим сюда, когда служим Божественную Литургию, когда приносим Богу Его же Дар нам – Святые Хлеб и Вино, приносим Богу в дар Его мир… Чтобы эти Святые Дары стали Святыми Телом и Кровью, чтобы получил мир освящение, чтобы становился новым, иным, Божиим.

«Се, творю все новое», – сказал Христос.

Так пусть же и праздник Нового Года будет действительно новым, иным. Пусть об этом пока будут знать только мы – те, кто придут в новогоднюю ночь в Божий храм, кто будет служить Божественную Литургию, кто принесет Богу свое благодарение за прожитый год, за мир, за жизнь и те, кто будет молиться об этом в святом углу своих домов. И ничего не может дать Бог миру в эту ночь большего, чем Святую Чашу, и в ней – Свои Святые Тело и Кровь – Самого Себя. Так пусть же звон колоколов в новогоднем ночном небе будет благодарным гласом Церкви за этот бесценный Дар, «за всех и за вся». И может быть, сквозь грохот и шум площадей и улиц, всевозможных и невозможных теле-видио-компьтерных устройств, застолья, кто-то еще услышит этот голос…

Новогодняя ночь. Ночь, но в эту ночь мир не спит. Он ждет, он встречает, он идет навстречу своему неведомому новому году. Он искренне радуется и приветствует его оглушительными взрывами и ослепительным блеском. Но пролетит эта ночь, затихнет грохот канонад фейерверков, погаснут праздничные огни, смолкнут звуки музыки и миллионов голосов, наступит утро первого дня теперь уже нового года. Потом наступит день, и следующий… И, кажется, все вернется на «круги своя», жизнь потечет своими уже проторенными путями, забудутся новогодние мечты и пожелания. Кто-то будет долго вспоминать прошедший праздник, перебирать в памяти лица, имена, сказанные слова, кто-то будет стараться забыть его как страшный сон, кому-то будет грустно или наоборот, смешно при этом. Новый год наступит, но во многом, для большинства людей, по сути, он будет все тем же старым годом с тем же грузом проблем, со всем, к чему так не хотелось возвращаться, что так хотелось оставить, забыть в прошедшем году…

И для мира, в основном, так и останется тайной та истина, что наступивший год действительно будет новым, иным, потому что в самом его начале, в новогоднюю ночь освятил его Бог Крестной Жертвой Своего Сына, потому что слышит Бог Свою Церковь, слышит ее мольбы о мире, о всех людях… Но пройдет всего лишь несколько дней, всего неделя… Мир протрезвеет, придет в чувство, успокоится и станет готовиться к другому празднику. Но это будет уже совсем, совсем другой праздник. И ночь Рождества Христова совсем другая – она свята и тиха. Нельзя шуметь, чтобы не разбудить Божественное Дитя, мирно почивающее в яслях для скота, в таинственном мраке пастушьей пещеры…

А сейчас все еще готовятся к встрече Нового Года по гражданскому календарю. И может быть нам, верующим людям, не надо хмурить брови и с укоризной качать головами вслед снующим туда и сюда людям с веселыми лицами. И если нас все же пригласили к праздничному столу наши родные, друзья или соседи, не будем испуганно подбирать слова для отказа… Все в Божьих руках и наших. Чего нам бояться, чего смущаться? В нас и с нами Бог. И может быть наше тихое слово, наше спокойствие, что-то в нас неведомое нам самим, поможет увидеть кому-то иное, совсем другое, чего никогда не встречал прежде… И, может быть, это будет нашей «маленькой», личной миссией в великом деле просвещения и научения народов христианским истинам. Не бежать от мира, не прятаться от него, а идти ему навстречу, неся свет, благую, радостную весть о том, что «приблизилось Царство Небесное».

Может быть не со всем, что здесь сказано, можно согласиться. Может быть. Пусть каждый поступает в Новогоднюю ночь так, как подсказывает ему его сердце. Но можем ли мы судить этот мир, прежде суда Божьего? Кто из нас без греха? И нет нашей заслуги в том, что мы оказались там, где Бог хочет видеть каждого, рожденного в этот мир, в Своей Церкви.

Как тысячи лет назад, так и ныне «сердце человеческое мятется, доколе не успокоится в Господе», как прекрасно заметил блаженный Августин. «Мир жаждет Божественной любви» и никто не может ему дать ее кроме Церкви Христовой в тот час, когда там звучит:

«Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся!»

Использованы цитаты из статьи прот. Александра Шмемана «Церковь и мир»

Новый 2018 год

К оглавлению


Свет Рождества Христова

Поздним вечером возвращаюсь домой. Начало января, дни после праздника Рождества Христова, Святки – Святые дни…

Не то вечер, не то ночь…. Вокруг темно и мрачновато и, кажется, совсем ничего не напоминает о празднике. Но вот и парк. Это старый, совсем небольшой парк – особенно после того, как его окружили высотки. И только здесь, в старом парке, все иначе… Сейчас, в эти праздничные дни, ярко освещенные окна домов все еще пестреют цветными огоньками новогодних елок, которые выглядывают из окон на радость редким прохожим. Всюду силятся пробить туманную тьму «наши ночные друзья фонари». Их свет отражают черные и мокрые от дождя деревья, они такие же старые, как и этот парк. Земля под ними блестит лужами, блестит вся, как кожа большого мокрого животного…

И вот я уже иду по своей улице. Слева – все те же желтые фонари, их череда яркими бусами, плавно изгибаясь, уходит вдаль и теряется где-то в темноте за поворотом.

И я иду этим вечером и кажется мне, что, не смотря на темноту, во всем, что меня окружает, все же есть какое-то «таинственное присутствие». Кажется, что даже во всем этом «нам дает ощутить Себя Бог»… Свет из окон, свет фонарей, отраженный свет мокрой земли… Всюду свет. Это присутствие Бога совсем иное, но несомненное. «Свет во тьме светит…», вспоминаются слова из Евангелия. И радостью согревается сердце, и темнота вокруг перестает быть мрачной. И начинаешь понимать, что и во всем этом – Бог, и блеск капель дождя, обнимающий собою все вокруг – это тоже Свет Рождества Христова.

«И радости вашей никто не отнимет от вас», – сказал Христос.

Могут погаснуть огни фонарей, свет в окнах домов, но никогда, теперь уже никогда не погаснет Свет, который принес на землю Христос. И какая бы тьма не окружала нас, этот Свет всегда с нами, в нас… И никто не отнимет его от нас, если мы сами хотим его видеть.

И может быть, сейчас так мало солнца и нас плотно окружает темнота, чтобы кто-то еще, уставший от мрака и серости будней, наконец, захотел Света Рождества Христова, чтобы кто-нибудь еще ощутил в нем нужду, чтобы ужаснулся тьме вокруг и в себе…

А я иду по темным улицам с редкими фонарями, но Свет Рождества, когда-то ставшего и моим Господа, теперь уже и моего Спасителя, освещает мне путь…

Мир становится иным, мир стал иным. Что-то невозвратно уходит в прошлое, что-то приходит и, кажется, основательно поселяется среди нас. Но каждый год приходит Рождество Христово, приходят святые дни – их свет, их тихая, но такая несомненная радость.

Опять и опять Бог приходит в мир Ребенком, слабым и беззащитным. Для чего? Что этим хочет Он нам сказать? Не в этом ли «тайна» Рождества?

Если «не будете как дети, не войдете в Царство Небесное», – сказал Христос. Может быть, как ребенок доверяется своему отцу, и нам нужно опять и опять учиться больше доверять Богу, перестать беспокоиться о том «что есть, что пить и во что одеться» и, вообще, учиться видеть мир глазами ребенка – радостно и просто?

И главное понять, что став Человеческим Ребенком, Бог, Великий и Всемогущий, смирил Себя, «умалил», снизошел к людям, явив этим Свою безграничную к ним любовь. Рождество Христово – это, прежде всего, смирение Бога. Сейчас Он – «Отроча младо» – Младенец, мирно почивающий в яслях для скота… Господи, Непостижимый, слава Тебе!

2018 год, Рождество Христово

К оглавлению


Начало (о начале Великого Поста)

Прощенное воскресение. Закончилась короткая служба чина Прощения. Завтра – начало Великого Поста. А сейчас никто не спешит уходить. «Прости меня…», «Бог простит…», «я прощаю…», «помоги, Господи…»,- слышится по всюду.  В храме особое время. Пошли, пошли люди друг к другу каждый со своим тихим «прости». Тихий шорох ног, шуршание одежд от легких объятий и десятки, сотни и тысячи «прости» сегодня вечером здесь и повсюду. Чудный вечер… «Прости» – глаза в глаза, в письмах, сообщениях, по телефонам, скайпам… Время прощения…

Сразу после чина Прощения что-то изменилось, что-то стало не так… Что-то произошло почти мгновенно со мною, с природой, пространством вокруг меня. Даже кажется, что воздух стал другим. Что-то стало не так, как было еще сегодня утром, днем, когда шла в храм на службу – все стало другим. Будто по мановению чьей-то властной руки нас всех, людей вокруг, город, накрыла другая реальность со своим ни с чем не сравнимым ощущением жизни…

Тихо, пасмурно. Серенький и сыроватый воскресный вечер февраля… Еще под ногами снег, лед, проталины…  Люди спешат по домам гонимые холодом и наступающей темнотой – обычный вечер выходного дня, но именно сейчас, этим вечером началось что-то великое и таинственное. Перед нами всеми открылся Путь… Семь недель нелегкого пути к Великому Дню Воскресения нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Этот путь открылся всем, даже если кто-то об этом не задумывается. Мы все начали путь к великому и прекрасному дню – Пасхе Христовой. Мы все готовимся  к участию в ней.

Вчера простились со всем тем, что нас постоянно искушает, притягивает, привязывает, тянет за собою – уводит от Бога… Всю неделю Масленицы прощались, спешили досмотреть, доузнать, докупить, допить и доесть… В общем сделать все, от чего в этот Пост хотелось бы отказаться. И тем более эта неделя с ее жирными блинами, сметаной и всякой такой всячиной… Поста захотелось. Захотелось отдохнуть, отойти от всего, что перегрузило, придавило – разговоры, беготня, компьютер, телефоны, сковородки, кастрюли… Все, ничего не хочу, ничего не знаю… Кто-то посмеется, как же без всего этого? Да, знаю, что никак. Но тот, кто решился идти, должен все же избавиться  от лишнего груза – хотя бы сейчас, в начале. Все – потом, все – потом…

И вечер накануне Поста был другим и, тем более, утро наступившего дня – первого дня Великого Поста, первого Понедельника Великого Поста. Начало Пути…

Храм… Кажется, что здесь остановилось время. И год назад, и два, и три, и десять – все было так же. Крест в черной одежде посреди храма и на нем Господь, распятый за нас, склонившиеся у Его пригвожденных ног алые  гвоздики, как капли крови…  Все та же монотонная, протяжная песня Псалтыри, все то же небесное «Аллилуия», покаянные  «Господи, помилуй» и «Боже, очисти мя грешного». Все так же пахнет ладаном и свечами…

Уже  захотелось особого свежего и холодного воздуха Великого Поста, прохлады и строгости храма,  усталости и легкости тела… чистоты жизни. Надо, надо ощутить  голод, чтобы почувствовать вкус жизни, хлеба, вкус простой воды. Надо ощутить блаженную усталость, ощутить  благодарность за то, что ты сейчас смог что-то отдать, пожертвовать какой-то частью себя самого,  от чего-то освободиться, очиститься… Надо ощутить Бога…

Всю первую неделю Поста в нашем храме, как и повсюду, почти не умолкает молитва – все дышит Богом и Ему поет, плачет… Каждый день утром и вечером собирается наша церковная  семья, наши прихожане у Креста с распятым на нем Господом.  Все пронизано печалью Поста и одновременно радостью встречи – опять мы видим друг друга, мы опять вместе.

Мне всегда было немного жаль, когда заканчивалась эта неделя. Кажется, что никогда в году мы не бываем так часто все вместе в храме – утром и вечером, утром и вечером – всю эту особенную, неповторимую первую неделю Великого Поста с ее особым великопостным «вкусом и ароматом» «иного», особым ощущением жизни – ни с чем не сравнимым и невыразимым.

«Скоро Пасха», – как будто бы делая открытие, говорю я  сестре рядом со мною. «Да, скоро», – улыбается она мне в ответ. Мы обе знаем, что она не так уж и скоро. Но мы уже идем к ней – она уже греет наши  души и сердца.

Пасха действительно скоро и «зиме уже не долго злиться». Полетят дни, недели… Ярче засияет весна Поста в лучах весны года.

Но всему свое время. Те же, кому посчастливилось всю эту неделю или хотя бы несколько дней побывать на богослужении Церкви первой недели Великого Поста, не могут не почувствовать благодарности Богу за это блаженное время… Трудное, не во всем понятное – но все же блаженное. Если ничто не гонит тебя из храма, если удастся, сделав усилие, преодолеть себя, остановиться, вслушаться…, прийти еще и еще раз – тогда действительно «сердце твое будет там, где твое сокровище» и ты поймешь, что «нет у тебя другого дома, другой радости».

2018 год, Великий Пост

К оглавлению


Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Великая Среда)

Сегодня Великая среда. Тихий, совсем весенний день. Сегодня служили последнюю службу Преждеосвященных даров. И все, что в ней звучало, звучало в последний раз. Последняя молитва «Господи и Владыко живота моего», последние земные поклоны… Теперь, если буду жива, только следующим Великим Постом услышу «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою»…

Как непостижимо  в Церкви переплетаются время и вечность, время жизни и вечность. Это возможно только здесь. «Христианство – это опыт вечности здесь и сейчас». Эта мысль одного замечательного священника очень точно выражает все происходящее в эти дни в Церкви. Они не зря названы Великими, потому что наполнены величайшими смыслами и  содержанием. По-моему, очень трудно в эти дни оставаться вне стен храма. Так хочется прожить эту неделю, не на одну минуту не забывая о Том, Кто сейчас «грядет на вольную страсть нас ради…». «Христианство – это опыт вечности здесь и сейчас».

Какое счастье быть в эти дни в храме. Конечно, далеко не все могут это себе позволить – работа, занятость, болезнь и прочее, и прочее. Но если все же удалось и ты здесь – это счастье. Кажется, как сейчас неуместно даже произносить это слово – «счастье»! Какое счастье, когда Страстная. И все же повторю – счастье. Потому что ты здесь – в храме Божием. Где ты можешь быть причастником реальности Страстной. Надо только  стать в храме поближе к клиросу, открыть свои уши – и слушать, и слушать… Какие слова! Только здесь, только один раз в году, только в эти Великие дни можно слышать их.

У каждого дня – свои слова, свои песнопения – свое содержание.

«Се Жених грядет в полунощи…», «Чертог Твой вижду, Спасе мой украшенный»,  «Странствия Владычня и безсмертныя трапезы на горнем месте высокими умы…», и еще, и еще…

Слова стихир, ирмосов, антифонов волнами  вливаются в сердце, душу. Не пропустить бы ничего… Не оскорбить бы Бога своим невниманием… Здесь все наши невысказанные мольбы, невысказанная боль… Здесь милость, утешение, прощение и любовь Христа. Здесь, в этих словах – все!

К нам приближается Великая Пятница, день Великой Субботы. У нас еще есть время все это пережить, все услышать, не пропустив ничего, или услышать хотя бы немногое. Нам не зря все это даровано. Надо только прийти и слушать. Кажется, это так просто… Но и  этим мы можем становиться чуть ближе ко Христу, Который ожидает от нас участия, сострадания, любви…    

4 апреля 2018 г.

К оглавлению


Христос Воскрес!

«Бескрайний океан света изливается от воскресшего тела Спасителя».
Владимир Лосский

Все проходит на этой Земле: и плохое, и хорошее, все проходит. Прошла, пролетела и долгожданная ночь Воскресения Христа. Стремительно пролетела, пронеслась и …. приложилась в глубинах наших душ, сердец своими особыми, ни с чем не сравнимыми радостью и светом, к свету и радости всех ночей Воскресений Христа, пережитых нами за всю нашу жизнь в вере в Господа Иисуса. Еще одна ночь, когда «все исполнилось света». И мы были здесь, и наши глаза видели это.

Да, там, в этих тайниках души из года в год собирается безценнейшее сокровище – часы, минуты пережитой, прожитой нами реальности, когда мы становимся свидетелями Воскресения из мертвых Распятого Бога. Мы действительно были у Его гроба «Воскресение Христово видевше…». Конечно, мы не постигали всего, что с нами происходит, но мы чувствовали величие происходящего. А уходя домой в предрассветной тьме, в своих сердцах несли еще спящему городу благую весть – «Христос Воскрес! Воистину Воскрес!».

В храме в ночь Воскресения Христа многолюдно – как никогда. Так и хочется спросить некоторых людей: где же вы прятались до сих пор, где были раньше?

Как прекрасно переживать общую радость. И мы, наш приход, наша воскресная школа опять пережили эту радость. Уставшие, немного сонные, но радостные, счастливые то здесь, то там узнавали друг друга в многолюдной толпе таких же радостных и немного сонных, правда, не совсем знакомых нам людей. Слава Богу, что Он не дал спать им в эту единственную и неповторимую ночь года. Своей непостижимой  любовью притащил, привел, пригнал: идите, смотрите, радуйтесь! Несите свои корзинки, куличи, яйца, даже колбасу и сало, если хотите, только приходите: «насладитесь все пира веры!…».

После крестного хода вокруг опустевшего храма, после пронзившей  полуночную тьму радостной вести о том, что Христос Воскрес, людская река влилась под сияющие своды и здесь, сейчас, в эти святые минуты, уже все «были едино»: «и постившиеся и не постившиеся».

Нет лучше минут на свете, когда вместе со всем народом на возглас священника «Христос Воскресе», отвечаешь: «Воистину, Воскресе!». Как прекрасен это мощный многоголосый хор в этом своем ответе на призыв Вечности: Живите Вечно!  Трижды, по очереди из каждых врат священники с огненными кадилами, с единственным правом во всем мире на этот сакральный жест, бросают благоухающие россыпи Благой вести всем, кто пришел, кто отозвался, кто хочет жить вечно. И еще, и еще, и еще…. И  никому это не может надоесть – этим нельзя насытиться, невозможно. Этой «пищи» хочется еще и еще…

Кто-то не дождался ночи и заранее освятил свои, едва остывшие, куличи, кто-то, чтобы не толкаться, пришел со своими корзинками перед рассветом, а некоторые утром, хорошенько выспавшись, в одиночку, по два, по три, семьями… И слава Богу и за тех, и за этих. У каждого своя мера, свой, если хотите, аппетит, своя жажда Бога. Он Один знает, почему так бывает. Они, эти люди, тоже уходили радостными, даже очень. А уже поздним утром, днем, тысячи православных везде и повсюду соберутся за своими праздничными столами и опять из дома в дом, из уст в уста, тысячами голосов пронесется – «Христос Воскрес! Воистину, Воскрес!». По всему белому свету…

Пасха 2018 г.

К оглавлению


К празднику Троицы

Сошествие Святого Духа

На пятидесятый день после Пасхи, Воскресения Христова, к нам приходит великий праздник Пятидесятницы или Святой Троицы. В этот день по обетованию Господа на святых апостолов, собравшихся вместе в Сионской горнице, сошел в виде огненных языков Святой Дух.

В Историю, в мир людей полновластно, навсегда входит третье Лицо Пресвятой Троицы – Святой Дух, чтобы «наполнить все во всем». Тварный мир, человечество, благодаря воплощению Сына Божия, стали способны к восприятию Святого Духа. Возносясь на небо, наш Господь Иисус Христос сказал Своим ученикам: «Я пошлю обетование Отца Моего на вас…» (). Обетование Отца – Святой Дух, Дух истины, Утешитель. Он навсегда приходит в мир, чтобы свидетельствовать о Сыне Божием, чтобы «наставить на всякую истину», чтобы даровать нам Свою благодать, чтобы «утешить» нас ею, даровать нам Свою силу и Свою радость, чтобы научить нас любви. Им все живет, Им все дышит. Он – Сама жизнь, Он – Сам свет.

Когда человека посещает Святой Дух, когда он начинает идти к Свету, когда уже не желает ничего земного, а желает только одного, чтобы Он, Святой Дух никогда его не оставлял, тогда из глубины его сердца изливаются слова подобные этим:

«Прииди, Свет истинный; прииди, Жизнь вечная; прииди, сокровенная тайна, прииди сокровище безымянное; прииди вещь неизреченная; прииди, Лицо непостижимое; прииди, непрестанное радование! Прииди, Ты, Которого возлюбила и любит несчастная моя душа… Прииди,Сам соделавшийся во мне и возжелавший, чтобы я желал Тебя, совершенно неприступного. Прииди, дыхание и жизнь моя. Прииди, утешение смиренной души моей» (Св. Симеон Новый Богослов).

 Праздник Святой Троицы

«Высшая истина о Боге, которая открылась Церкви, – это истина о Пресвятой Троице». Истина же эта та, что Бог Един в Трех Лицах. Это главный догмат христианской веры. Это – основание, на котором она стоит. Мы знаем, что Бог непостижим, непреступен в Своей сущности и что знания о Нем, в том, как Он открывался человечеству, всегда были частичными, неполными.

Бог постепенно открывает себя людям как Бог – Троица. Ветхозаветная эпоха имела откровение о Боге, как об Отце. Новый Завет открывает нам Сына Божьего, а Его воплощение и искупительный подвиг дают возможность пришествия в мир Святого Духа.

Что же дает нам знание о Боге Троице? Человек сотворен по образу и подобию Божию. И благодаря этому человечество имеет возможность Божественной Жизни, возможность жить так, как живет, бытийствует Сама Пресвятая Троица – Три Лица, Три Личности – Отец Сын и Святой Дух.

Первородный грех прародителей внес в мир разделение. Вся история человечества красноречиво свидетельствует об этом природном разделении. Человек разделился сам в себе, разделились семья, общество, народы. И как следствие этого – природные катаклизмы, катастрофы, войны и всевозможные бедствия, ужасы и страдания.

Первый грех отделил человека от Бога. Но Бог не оставляет свое творение на вечную гибель. Предвечный замысел о человеке – это его обожение, Божественная жизнь в единстве со своим Богом и Творцом.

И Премудрый Божий Промысел сначала готовит человечество к встрече со своим Спасителем, Иисусом Христом, Который дает возможность прихода в мир Святого Духа. Откровение о Боге Троице совершилось! А значит и откровение о Бытии Троицы, об отношениях Трех Лиц. И это – Любовь!

Именно любовью побеждается всякое разделение, потому что любовь всегда стремится к единству. И это знал святой преподобный Сергий Радонежский, когда вдали от людей, в глуши непроходимых лесов воздвигал храм в славу и честь Пресвятой Троицы, чтобы взирая на него, имея перед собою всегда Ее образ, молясь Ей день и ночь, «побеждать страх перед ненавистною раздельностью мира», мраком и ужасом, в которых пребывала тогда Русь, его родная земля, народ русский.

И как святой завет преподобного Сергия, являет на свет, всему миру свою чудную икону, образ Троицы преподобный Андрей Рублев. Чтобы не только святые храмы, но и святые иконы с образом Пресвятой Троицы светили везде и повсюду, в каждом доме всем изнемогающим от мрака греховного разделения, чтобы были «все едино»:

«Среди мятущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия, растлившего Русь, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, «свышний мир» горнего мира. Вражде и ненависти, царящем в дольнем, противопоставилась взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних» (Священник Павел Флоренский).

День Рождения Церкви

«Христианства нет без Церкви», – утверждает священномученик Иларион Троицкий в своей замечательной книге с таким же названием. Потому что Господь Иисус Христос пришел на землю не для того только, чтобы дать людям Свое учение. Он пришел для того, чтобы дать людям новую жизнь. Эта жизнь возможна только в Церкви.

Христос пришел чтобы основать на земле Свою Церковь! Прежде чем взойти на Крест, совершить Свой искупительный подвиг, Господь собирает Своих учеников на Тайную Вечерю, на которой утверждает Таинство Евхаристи, лежащее в основании жизни Церкви Христовой. Святая Евхаристия – это Таинство Единства, на котором Господь в Своем Теле соединяет всех Своей Кровью. Потом, в Гефсиманском саду Христос в кровавом поту во мраке ночи молится Своему Небесному Отцу, чтобы все «были едино, как и Мы» ().

«Христианство есть общая жизнь, в которой отдельные личности настолько объединяются между собой, что их единение можно уподобить единству Лиц Святой Троицы… Вот такое-то единение человеческих личностей… и образует Церковь… На земле нет единства, с которым можно было бы сравнить единство церковное…».

В День Святой Троицы нас, Свою Церковь, народ Божий, собирает всех вместе благодать Пресвятого Духа, чтобы мы опять же все вместе, молясь своему Небесному Отцу, причащаясь Святых Тела и Крови нашего Господа Иисуса Христа, стали едины с Богом и друг с другом нерушимым божественным единством.

«Слава Святой и Единосущной и Животворящей, и Нераздельной Троице – всегда, ныне и присно, и во веки веков!» Этим возгласом предстоятеля начинается каждое утреннее богослужение Церкви Христовой. Потом служится Литургия. И опять в мир земной приходит Любовь, опять жизнь человечества освящается благодатью Пресвятого Духа. Жизнь продолжается!

Праздник в Церкви…

Церковные праздники приближаются к нам, приходят и уходят. Праздники в Церкви очень важны, ими Церковь Божия живет. Они помогают нам, учат нас отрешаться от всего земного. Они «способствуют постепенному переходу человека из времени в вечность».

Сущность праздника состоит в приобщении нас тому или иному событию церковной истории. Очень важно, что мы не просто вспоминаем то или иное событие, а входим в него, становимся его свидетелями.

С древних времен праздник был всегда связан с трапезой. Она была очень важной и неотъемлемой его составляющей. Праздновать праздник в Православной Церкви, означает участвовать в Трапезе Господней, в Божественной Евхаристии, которые совершаются на Литургии. За этой Трапезой наш Господь Иисус Христос собирает весь народ Божий, Церковь земную и Небесную.

Праздники в Церкви Христовой священны – они освящают нас, они дарят нам радость Бытия, они учат нас любви, они приобщают нас Божественной жизни, Небесному Царству.

По всей земле светят миру святые Божии Храмы. Далеко виден на высоте Холодной Горы и наш Божий храм Свято-Озерянской иконы Божией Матери. Вот и сегодня, в великий День Святой Троицы собирает он под своими сводами народ Божий. Всех собирает Божия благодать, чтобы не только окрестности и живущие вокруг люди освятились ее животворящими лучами, но чтобы вся земля стала Домом Пресвятой Троицы.

С праздником, дорогие братья и сестры! Мир и любовь да будут со всеми нами!

27 мая 2018 г.

К оглавлению


Радуйся, благословенная в женах Богородице!

«Радуйся, благословенная в женах Богородице, светом любви Христовой нас озаряющая!»

Церковный праздник – это то, чем Православная Церковь наша, наш Божий народ живет каждый день. Праздники в Церкви учат нас отрешаться от всего земного, напоминают нам, что мы рождены для неба, они учат нас любви, приобщают к Божественной жизни, к Небесному Царству уже здесь, на земле. Праздник в Церкви – это всегда радость.

Как благоуханные цветы, каждый праздник отличается от других, но все они едины в том, что несут нам сияние непостижимой, «неизреченной» Божией славы.

Дважды в год наш город, нашу «весь», наш родной храм посещает праздник, который мы называем «нашим», потому что то, что он воспевает, о чем говорит нам, касается нас всех, живущих на этой земле, лично. По Божией милости, неисповедимым Его Промыслом, еще в древности, во времена татарских набегов на Русь, в пустыни, именуемой «Озерянская», была явлена и обретена икона Матери Божией. И с тех пор, многие сотни лет этот образ чтится на нашей Харьковской земле.

И мы, те, кому Бог судил жить сейчас, уже в начале третьего тысячелетия от Рождества Христова, с великой радостью и сердечной благодарностью приняли от наших предков благочестивый обычай почитания этого образа, как Самой Матери Божией, молящейся за нашу родную землю, наш город и, надеемся, и за нас – прихожан Свято-Озерянского храма, в котором этот образ является главной и дорогой для нас всех святыней.

«Благодарим Господа!», – возглашает предстоятель литургического собрания, когда возносит Святые Дары – Святую Жертву, Святые Хлеб и Вино – смиренные дары человека своему Творцу и Господу за дар Жизни, за все блага.

И мы, в день праздника, нашего престольного праздника все, собравшиеся в этом святом храме, на этом святом месте, вознесем свои скромные молитвы, принесем свой дар от всего сердца, свою благодарность Богу за Его безценный Дар нам всем, живущим на этой земле, всем людям — Пречистую Его Матерь, дни и ночи молящуюся за нас, чтобы не погибли мы в греховной тьме, чтобы и нам быть наследниками вечной жизни в Царстве Святой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа.

«Радуйся, любвеобильная Мати, землю Харьковскую благодатно освятившая!

Радуйся, Божия Слова предивное Селение, град наш и люди от нашествия вражия охраняющая;

Радуйся, благословенная в женах Богородице, светом любви Христовой нас озаряющая!».

Моли Бога о нас; наша Матерь Небесная, Матерь Христа Бога нашего!

С праздником, дорогие братья и сестры!

29 июня 2018 г.

К оглавлению


Праздник Преображения Господня

Праздник Преображения Господня… В этот день мы приносим в Церковь яблоки, виноград и другие плоды … Что же означает это наше приношение? Означает ли это только то, что мы просим благословить Бога новый урожай земных плодов с тем чтобы, наконец, на «законных основаниях» начать их употреблять в пищу? И что такое освящение плодов?

В этот день мы приносим Богу (!) не просто яблоки, груши и виноград, но что самое главное, и мы должны это знать (!), мы приносим, подобно литургическим хлебу и вину, Богу самих себя, свою благодарность и любовь в ответ на любовь Бога… Мы приносим жертву в виде земных плодов, чтобы Бог принял ее и чтобы через нашу жертву – земные плоды, дающие нам жизнь, все люди, весь мир вокруг нас тоже мог приобщиться Богу, Его Жизни, Его Царству…

И в свете Преображения, яблоки – это уже не просто «то, что уже можно есть», а символ свидетельства нашей веры в то, что мир вокруг нас, как и эти освященные плоды, уже не тот, он уже другой, новый, и что и к нам «приблизилось Царство Небесное».

(Жертва – это то, что отдается другому без остатка, без всякого сожаления – иначе это не жертва, а что-то другое. В Церкви жертву можно принести только Богу, кому же еще? Тогда что же такое яблоки в наших руках?)

«Приношением и благословением плодов и колосьев Церковь внушает, что все в ней, от человека до растения, должно быть посвящено Богу, как собственность Божия и на употребление ее призвано Божие благословение».

Ибо «Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущие в ней» ().

19 августа 2018 г.

К оглавлению


О Божественной Литургии

Жизнь каждого верующего человека условно можно разделить на две части – жизнь, в которой не было Христа, и жизнь со Христом. И каждый из нас теперь знает, что такое жизнь без Христа, и что такое жизнь с Ним. Однажды войдя в нашу привычную для нас жизнь, Он становится нашим Господом, Господином нашей жизни и неизменно приводит нас в Свой дом, в Свою Церковь, которая становится нашим домом, становится нашей Жизнью.

Почему мы приходим в Церковь? Почему мы не мыслим теперь нашей жизни без нее? Что здесь происходит? Почему мы мертвеем, когда уходим из Церкви, когда оставляем ее на короткое или продолжительное время? Почему опять ждем встречи с ней? Почему так жаждет душа здесь, в Церкви, этой встречи с невидимым, но таким ощутимым – нашим Богом? Что значит служить Богу? Что происходит на богослужении? Что такое Литургия? Что она приносит миру, а значит и нам, мне? Эти и многие другие вопросы неизменно встают перед каждым, кто переступает церковный порог, кто начинает жить церковным календарем, кто начинает жить Жизнью Церкви. Эти вопросы обязательно должны возникнуть у нас. В них – самая суть церковной жизни.

И все же, почему мы приходим в Церковь?

Наш Господь Иисус Христос говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (). Итак, путь, истину, жизнь – все это мы находим здесь – в Церкви Христовой.

В Церкви мы научаемся слышать голос Христа. Он указывает нам путь, Он говорит нам истину, Он дает нам жизнь. Только здесь человек может реально соединиться с Богом, может стать причастником божественной жизни, питаясь Им – Его Телом и Его Кровью. Для этого Бог создал человека, и в Церкви человек имеет реальную возможность осуществить это уже сейчас, в этой жизни.

Где, кто еще в мире говорит об этом кроме Церкви Христовой, кроме Евангелия? И не скажем ли мы вместе со святым апостолом Петром: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» ().

Жизнь в Церкви – это жизнь иная, новая, осмысленная, сознательная. Божественная Литургия, Слово Божие – вот что должно стать предметом нашего неустанного интереса, внимания, любви.

«Небо на земле» – так издревле называют Божественную Литургию. Здесь, во время нее, происходит явление и присутствие Самого Иисуса Христа и Его Царства. Здесь Церковь совершает переход из мира сего в мир грядущий и уже присутствует в нем…

Как, с какими чувствами должны мы быть на литургии?

«Со страхом Божиим, верою и любовью». Только с этими чувствами мы можем приступить к божественной Тайне святой Евхаристии – сердцу Божественной Литургии. Это великое Таинство самого Царства Божьего, в котором мы приносим нашему Богу нашу любовь, нашу благодарность – самих себя…

Какая бы пора года не была на дворе, снег или дождь, жара или мороз, никакие стихии природы не в состоянии остановить то, чем держится и живет мир, сам того не зная. Это Божественная литургия. Но об этом знаем мы. Так поспешим, пока она идет…

9 сентября 2018 г.

К оглавлению


Крестный ход – путь в Небесное Царство

27 июля, накануне дня празднования  величайшего духовного и исторического события – Крещения Руси в 988 году святым равноапостольным великим князем Владимиром, со всех уголков Украины, со всех городов и весей стекается Божий народ в стольный град Киев, чтобы засвидетельствовать свою верность Православию, верность выбору великого князя и обетам Крещения, принесенным нашими прапрадедами на берегах Днепра уже более тысячи лет тому назад. Именно Крещение во Христа сделало рассеянные по пространству Древней Руси языческие племена народом Божиим – единым живым организмом, через крещение познавшим Бога, как цель своей жизни и начавшим свой земной путь к Нему, в Его Небесное Царство.

И вот уже несколько лет, один раз в году, десятки, сотни тысяч православных христиан собираются  вместе, воедино, чтобы совершить Крестный ход от памятника святому равноапостольному великому князю Владимиру на Владимирской горке и Божественную Литургию в Киево-Печерской Лавре во главе с предстоятелем Украинской Православной Церкви митрополитом Онуфрием в честь и воспоминание события, которое определило всю дальнейшую историю нашей страны и всего мира.

Крестный ход – это всегда выход Церкви Христовой в мир, за свою ограду, за видимые пределы своего бытия.    Этим действием она раскрывается всему остальному миру. Кого может оставить равнодушным это, поистине, даже внешне замечательное зрелище: это движущееся, ликующее, волнующееся, молитвенно-поющее людское море? Обязательно кто-то из посторонних наблюдателей захочет окунуться в этот живой поток, влекущий, притягивающий к себе.

Каждому человеку важно знать, что ты не одинок в этом мире, верующему человеку так же важно видеть своих братьев по вере, ощутить великое братство во Христе, свою причастность к нему, узнать, что нас – православных христиан – много! Теперь уже ежегодный Всеукраинский Крестный ход убеждает в этом всех.

Для тех же, кто находится внутри Крестного хода, нет ничего прекрасней этих нескольких десятков минут единства во Христе друг с другом. «Ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ().

Плывет, несется Крестный ход, и над этой многоголосой, полноводной рекой то и дело мелькают  названия городов и епархий: Винница, Полтава, Одесса, Харьков, Запорожье, Ровно, Мукачево и многих других больших и малых городов и весей нашей родной земли. Где, когда еще могли бы одновременно встретиться верующие люди с запада и востока, севера и юга Украины для общей молитвы? То и дело слышишь вопрос: «откуда вы?». И так радостно осознавать в этих, таких разных и совсем незнакомых лицах своих братьев и сестер во Христе. Старики, дети, юноши и девушки, верующие люди разных возрастов, разных профессий и занятий… сейчас становятся одной огромной духовной семьей и тогда понимаешь, что это и есть сейчас самое главное – единство с Богом, с нашим Спасителем, единство всех верующих друг с другом.  Крестный ход – это некий призыв идти ко Христу вместе.

«Смерть Христову возвещаем, Воскресение исповедуем», – эти слова произносили первые христиане перед тем, как собирались преломлять Хлеб в воспоминание смерти и воскресения Господа Иисуса. Это Литургия. Крестный ход – это путь, это движение к Литургии, он должен ею исполняться, должен исполниться Общим делом всех православных христиан.

Сейчас технические достижения позволяют наглядно увидеть весь  Крестный ход: его начало – все церковное собрание на Владимирской горке,  дальнейшее его течение по улицам города к Киево-Печерской Лавре, с высоты птичьего полета. И то, что видишь – поражает, даже если не понимаешь духовный смысл происходящего. Ты видишь, как перед началом Крестного хода, разрозненные людские ручейки стекаются к одной исходной точке – к памятнику святому князю Владимиру, крестителю Руси. У его подножья – священнослужители в сияющих, золотистых облачениях и в их окружении святые иконы Матери Божией, иконы, ковчеги с мощами святых угодников Божиих, невидимо присутствующие святые Киево-Печерские со всеми святыми просиявшими в земле Российской, образуют собою некое ядро, вокруг которого кристаллизуется тело Церкви – монашествующие в черных облачениях, за ними, в бело-голубых, сестры милосердия, и из всего этого вырастает,  простирается в разные стороны  необозримый пестрый ковер из мирян. Наступает момент, когда напряженное ожидание этим великим собранием во Христе своего исхода, сменяется плавным, величественным движением к своей цели – Киево-Печерской Лавре для духовного литургического восхождения Церкви Христовой в Царство Бога. Что может быть прекраснее этого зрелища, этого всеобщего праздника духа?

Большей частью мы видим, понимаем и чувствуем все отчасти. Но по великой Божией милости, несомненно, ощущаем величие происходящего и свою причастность к нему…

Слава Великому Богу, за то, что и мы там были! Мы – это братья и сестры из нашей общины Свято-Озерянского храма города Харькова. И с нами было благословение нашего настоятеля архимандрита Никодима и Божия милость.

«…И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» ().

Наверное, не многие из нас вспоминают эти евангельские строки, перед тем, как отправиться на Крестный ход и еще меньше думают о награде… Конечно, каждый, кто собрался участвовать в таком событии должен готовиться к тому, что так или иначе придется что-то принести в жертву: как правило, больше всего это привычные комфорт и удобства. И к этому нужно обязательно прибавить всевозможные часто стесненные и довольно жесткие обстоятельства. И это начинаешь понимать и чувствовать особенно тогда, когда твое тело начинает ломать от продолжительного сидения или стояния, длительной ходьбы и короткого сна. И с каждым годом, становясь старше, понимаешь это все больше.

Но с несомненной и такой ощутимой Божией помощью, возможно все. «Попечение о плоти» берет на Себя Господь, чтобы короткое время нашего паломничества, было, по возможности, больше отдано духу.

Крестный ход своим событием напоминает нам о том, что мы, каждый в отдельности являемся частью целого. Со мною рядом едут, стоят шагают, молятся, спят, пьют чай, едят пирожки мои братья и сестры во Христе. И их так много! Но вся наша Церковь, вся наша огромная духовная семья состоит из «малых» семей в которых люди знают друг друга, а если еще не знают, то должны узнать, познакомиться. И паломничество на Крестный ход – это прекрасное время для узнавания других и в других себя самого.

Привычные отношения с родными, близкими и друзьями остаются в еще таком близком, но прошлом времени. Настоящее ставит перед каждым новые, совсем другие задачи. С тобою рядом сейчас только те, с кем ты постоянно молишься в храме, причащаешься на литургии. Да, тебе знакомы их лица, но не больше. Большая часть людей вокруг тебя – это «неведомые страны». Но мы нуждаемся друг в друге даже если не осознаем этого. Человек становится личностью только в общении, перед лицом другого, других.

И Господь, в новых обстоятельствах, максимально сближает нас. Так рядом оказываются места в автобусе, в очереди к святыне, на общей молитве, за столом в трапезной, кровати в гостинице…

Но еще больше дают возможность узнать друг друга более-менее трудные обстоятельства. А они у нас возникли: поломка автобуса на обратном пути, приближающаяся ночь, неизвестность… и, безусловно, ответственность. Эмоции перехлестывали через край. Конечно, сказывалась усталость и общая напряженность прошедших дней.

Еще раз мы узнали, что главной во всех обстоятельствах жизни остается молитва к Богу. И как замечательно, когда рядом есть люди, которые молятся, несмотря ни на что.

Но если бы ничего не произошло, то многие так и остались бы друг для друга некоторыми «запечатанными конвертами» с таинственным содержимым.

Лично я благодарна Богу за всех и за каждого в отдельности, с кем Он свел меня в этой поездке. Думаю, что выражаю чувства большинства, если не всех. Ведь с некоторыми из них мы даже не были знакомы. А теперь, даже если возникшие отношения не станут человеческой дружбой, мы все равно станем ближе во Христе. В храме, на Литургии, рядом с тобою теперь будет стоять человек, имя которого ты уже знаешь и который знает твое… И ты уже не сможешь пройти мимо просто так. Не имеешь права.

После поездки, после всего, что мы вместе пережили, понимаешь как велика любовь Христа к нам. Ведь если бы не Его благодать, если бы не Его воспитание, все могло бы иметь более печальное окончание… Но как замечательно сказал сопровождающий нас отец Александр еще в начале поездки, что обычно в поездках сначала сорятся, а потом обнимаются. Расставались мы все с улыбками и дружественными искренними чувствами. Уверенна в этом «на все 100».

«Что остается от сказки потом, после того, как ее рассказали?», эти, по-своему глубокие слова из песни Владимира Высоцкого о сказке Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес», заставляют задуматься: что же остается с нами, в нас, по возвращении домой, после участия в таком великом событии, как празднование Крещения Руси? Думаю, что не ошибусь, сказав от лица всех его участников – чувство огромной благодарности Богу за Его непостижимый Промысел, за Его любовь и милость, за дарование братства, за помощь в преодолении себя. Слава Тебе Боже за все и всех!

31 июля 2019 г.

К оглавлению


Зачем нужна воскресная школа для взрослых?

За одну минуту на земле, наверное, происходят миллионы встреч людей по самым разным поводам: свидания, знакомства, деловые, научные, культурные, спортивные и … им же нет числа! Это могут быть встречи только двоих, а часто и нескольких тысяч. Очевидно, что встречи и следующее за ними общение людей являются чем-то очень важным и определяющим в жизни: и двоих, и тысяч, и миллионов людей.

Почему же так важны эти встречи-общения? Почему практически все люди в них нуждаются? Потому что Сам Творец вложил в природу человека жажду общения. Люди стремятся к нему, ищут его.  Но как общаться с теми, которых ты не выбирал, которых ты не знаешь? Это одна из задач, которые поставила перед собою воскресная школа для взрослых нашего Свято-Озерянского храма, под сводами которого уже девятый год каждое утро воскресного дня после ранней литургии встречаются взрослые прихожане.

Общение верующих после литургии – не прихоть, а жизненная необходимость – учиться быть вместе, учиться быть вместе в Боге. Богочеловеческое литургическое общение должно быть продолжено  «человекообщением». А это предполагает определенный жизненный «контекст» – чаепитие, без которого невозможно представить вообще никакие встречи людей, следующее за этим время познания божественных истин – на занятиях по различным церковным предметам, и самые разные дружеские встречи уже за стенами храма, которые являются неизбежным следствием школьных.

Наша школа – это не замкнутое общество, она всегда открыта для других, потому что она – «плоть от плоти» нашей церковной общины. Она берет в ней свое начало и всегда возвращается к ней, из нее она пополняется новыми силами, и в нее же возвращаются те, кто исчерпал свой потенциал жертвенности, чтобы, возможно, вернуться потом… Нам нужно учиться не бояться друг друга, нам необходимо учиться смотреть друг другу в глаза, учиться слушать, потому что только так мы сможем услышать Бога, сможем стать к Нему ближе.

Рождественский пост 2019 года

К оглавлению


Приготовление

Первый месяц зимы, декабрь, уверенно подходит к своему завершению. А это означает, что подходит к своему окончанию и Рождественский пост – время приготовления Церкви к ее величайшему празднику – Рождеству нашего Господа Иисуса Христа.

Все ближе и ближе тот радостный миг, когда  черное ночное небо предместий Вифлеема озарит ослепительный свет и слава неисчислимого сонма ангелов, которые, как и тогда, уже больше чем две тысячи лет назад, вновь и вновь возвестят людям благую весть о том, что родился нам «Спаситель, Который есть Христос Господь…». «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» –ликуя будут петь они. Но слышать их будут только несколько пастухов, пасших своих овец на зимних пастбищах. Остальной же мир будет спать не ведая, что совершилось…

Все ближе тот миг, когда чудесная звезда наконец остановится над пещерой для ночлега скота и шедшие за нею из дальних стран волхвы остановятся в величайшем трепете и изумлении на ее пороге… Там, в глубине пещеры они увидят ясли для скота, а в них – безмятежно спящего, сияющего Божественного Младенца…

А сейчас, пока еще «Агница грядет чревоносящи Христа» – напоминает нам Церковь. Агница – Пресвятая Дева Мария, носящая в Себе Христа. Она грядет – она идет. Все ближе и ближе время Ее рождества…

Рождество Христово… Как и положено великому празднику, оно приходит не сразу. Оно издалека, постепенно проникает в словесную плоть богослужений. Но уже сейчас этот праздник светится особой тихой радостью, уже сейчас он освещает невечерним светом короткие дни и длинные, темные ночи декабря. И только от нас зависит, видим ли мы этот свет, чувствуем ли мы эту радость… И как жаль, если не видим и не чувствуем…

Но у нас еще есть немного времени, чтобы приготовиться, чтобы встретить праздник. Есть время каждому приготовить новорожденному Христу свой подарок. Ведь День Рождения же!

Подарок? Но какой же?

И опять нам помогает наша Церковь: мы «предуготовляем достойный … долг, на земле – вертеп…». Вертеп – место, где бы Христос мог родиться. И «достойный долг» каждого из нас – это приготовление нашего душевного вертепа – нашего собственного сердца… У нас еще есть время…

У нас есть еще время очистить свое сердце от всякого хлама, от всего того, что не дает ему радоваться радостью Божией, что не дает ему мира и покоя, что не даст вселиться в него Христу.

И всегда удивляешься, не перестаешь удивляться премудрости Божией, Божиему попечению о человеческом роде, той помощи, которой нет цены. Чтобы приготовить себя для Бога, как же нужны нам примеры людей, сумевших приготовить свои сердца для Христа – примеры святых. Как нужны нам их молитвы, их помощь!

Святые люди! Декабрь так богат праздниками! Богат памятью о святых Божиих людях. Сколько их только в этом месяце. Праздник за праздником, один за другим – без передыха! Щедро, обильно – только успевай!

И каждый святой со своими дарами. Благоверный князь Александр Невский – с мужеством и стойкостью, великомученицы Екатерина и Варвара – с мудростью, непоколебимой верою и терпением, святитель и чудотворец Николай – с любовью и милосердием. Преподобный Савва, святитель Иосаф Белгородский, а вот уже скоро и святитель Спиридон Тримифунтский, преподобный Илья Муромец, праведный Иоанн Кронштадский и многие, многие другие спешат, пока еще есть время, спешат навстречу нам. Они спешат научить нас приготовиться к Рождеству своего и нашего Господа.

А мир? Как же мир вокруг нас? А мир спит, как и тот – древний. Но спит как-то по-другому… Он, не просыпаясь, – празднует.

Да, кто-то уже празднует… Правда, каждый что-то свое. Поводов – предостаточно! Да и новогодние елки так рано загораются праздничными огнями. Мир спешит праздновать. Спешит, потому что так мало в жизни настоящей радости. А праздника так хочется! Душа так томится в каком-то предчувствии, тоскует по чему-то чистому и светлому – тому, что было когда-то, в детстве… Вот и спешат люди праздновать.

А как же Христос? О Нем, к великому сожалению, мало вспоминают в эти дни. О Рождестве говорят, но в основном в связи с подарками. Мир будет ослепительно сиять в эти дни. Кажется, он будет стараться в этом переплюнуть само небо… Что ж, каждый свободен выбирать то, к чему склоняется его сердце.

А мы будем ожидать. Нас не так уж и мало. И у нас еще есть время что-то сделать, что-то изменить. Может быть и не весь мир. И может быть, хотя бы кто-то, увидев наши чуть-чуть посветлевшие лица, захочет посмотреть на Младенца Христа, который будет мирно лежать в вертепе из сосновых веток посреди Божьего храма…

Рождественский пост 2019 года

К оглавлению


Мы – вечные!

Со вдруг открывшейся страницы журнала, на меня взглянул ребенок, маленький и не очень маленький – лет шести. Огромные, широко распахнутые глаза, настороженно смотрели из-под шапки торчащих темных волос, тонкие, по-взрослому сжатые губы, узенькие детские плечи… Слабый, маленький мальчик, маленький человек … Но его глаза без слов, очень твердо, без малейших колебаний говорили:  «Я – вечный». Он молчал… За него эти потрясающие слова произнесла надпись вверху – над статьей. И эти глаза пронзительно смотрели на меня будто спрашивали: «Ты веришь мне?». И понятно было, что услышать ответ на свой вопрос было сейчас для него самым важным в его еще такой короткой жизни. А разве может быть иначе? Каждый маленький ребенок знает, что он будет всегда, даже если папа и мама думают по-другому…

Как хочется, чтобы каждый из живущих на земле, однажды проснувшись, почувствовал в себе то, что и возможно только выразить словами «я-вечный». Чтобы это оглушило, как гром среди ясного неба, чтобы осветило душу, как ослепительный луч солнца, прорвавшийся сквозь серое туманное марево утра, как свежий порыв ветра: я -вечный?! Пусть взбудоражит, вольется в истосковавшееся сердце, настоящей детской, не ускользающей в щели будней радостью: я – вечный!!!

Мы – вечные! Эту радостную весть больше двух тысячелетий назад принес на землю всем людям наш Спаситель и Господь Иисус Христос. Вечный Бог – Он рождается сейчас. Рождается – потому что – Вечный. Свет Вифлеемской звезды уже касается наших сердец, и они опять начинают узнавать о том, что вечны. Гряди в этот мир, Господи Иисусе!

Рождественский пост 2019 года

К оглавлению