Как и празднику Рождества Христова, празднику Крещения Господня предшествует Крещенский Сочельник или Навечерие Богоявления, т.е. преддверие церковного торжества. Ввиду важности имеющего совершиться в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, ожидая явления Бога миру в трех Лицах, Святая Православная Церковь установила накануне великого праздника строгий пост. «Ко гласу вопиющаго в пустыни, уготовайте путь Господень», – неоднократно поется сегодня на богослужении. Радость для православных – это присутствие на церковной службе, которая в этот день имеет особый чин. В Свято-Озерянском храме были совершены Царские Часы, Вечерня с чтением отрывков из книг Священного Писания – паремий и Литургия Василия Великого. Сегодняшние богослужебные тексты повествуют о Крещении Господнем и Богоявлении – явлении миру Пресвятой Троицы в тот момент, когда Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя, как об этом сказано в Евангелиях (
; ; ; ).В тропаре навечерия говорится:
«Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою вознесшуся Илии,
и разделяхуся воды сюду и сюду, и бысть ему сух путь иже мокрый,
во образ воистинну крещения, имже мы текущее жития преходим шествие:
Христос явися во Иордане, освятити воды
(Вспять обращалась некогда Иордан-река от милоти Елисея по вознесении Илии,
и разделялись воды туда и сюда, и стал для него сухим путь по влаге,
как прообраз истинный крещения, которым мы переходим путь текучей жизни.
Христос явился во Иордане, освящая воды)”.
В этот день необычный чин Литургии: начинается она Вечерней, напоминая Богослужения древних христиан. Такое Богослужение совершается всего несколько раз в году – в Рождественский и Крещенский Сочельники, Великий Четверг и Великую Субботу. После Литургии все присутствующие во главе со священнослужителями вышли во двор храма, где было торжественно отслужено Великое освящение воды. Вода эта называется Агиасмой (от греческого Αγίασμα — святыня), или крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с ХІ-ХІІ века водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский Сочельник, и в сам праздник Богоявления. Чинопоследование, по которому совершается освящение воды и благодать, подаваемая воде в день Крещенского Сочельника, – такие же, как и в самый праздник Богоявления, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается. После освящения настоятель архимандрит Никодим (Сылко) вместе с клириками храма обошли крестным ходом вокруг храма и окропили всех присутствующих святой крещенской водой.