К празднику Троицы

Сошествие Святого Духа

На пятидесятый день после Пасхи, Воскресения Христова, к нам приходит великий праздник Пятидесятницы или Святой Троицы. В этот день по обетованию Господа на святых апостолов, собравшихся вместе в Сионской горнице, сошел в виде огненных языков Святой Дух.

В Историю, в мир людей полновластно, навсегда входит третье Лицо Пресвятой Троицы — Святой Дух, чтобы «наполнить все во всем». Тварный мир, человечество, благодаря воплощению Сына Божия, стали способны к восприятию Святого Духа. Возносясь на небо, наш Господь Иисус Христос сказал Своим ученикам: «Я пошлю обетование Отца Моего на вас…» (). Обетование Отца — Святой Дух, Дух истины, Утешитель. Он навсегда приходит в мир, чтобы свидетельствовать о Сыне Божием, чтобы «наставить на всякую истину», чтобы даровать нам Свою благодать, чтобы «утешить» нас ею, даровать нам Свою силу и Свою радость, чтобы научить нас любви. Им все живет, Им все дышит. Он — Сама жизнь, Он — Сам свет.

Когда человека посещает Святой Дух, когда он начинает идти к Свету, когда уже не желает ничего земного, а желает только одного, чтобы Он, Святой Дух никогда его не оставлял, тогда из глубины его сердца изливаются слова подобные этим:

«Прииди, Свет истинный; прииди, Жизнь вечная; прииди, сокровенная тайна, прииди сокровище безымянное; прииди вещь неизреченная; прииди, Лицо непостижимое; прииди, непрестанное радование! Прииди, Ты, Которого возлюбила и любит несчастная моя душа… Прииди,Сам соделавшийся во мне и возжелавший, чтобы я желал Тебя, совершенно неприступного. Прииди, дыхание и жизнь моя. Прииди, утешение смиренной души моей» (Св. Симеон Новый Богослов).

 Праздник Святой Троицы

«Высшая истина о Боге, которая открылась Церкви, — это истина о Пресвятой Троице». Истина же эта та, что Бог Един в Трех Лицах. Это главный догмат христианской веры. Это — основание, на котором она стоит. Мы знаем, что Бог непостижим, непреступен в Своей сущности и что знания о Нем, в том, как Он открывался человечеству, всегда были частичными, неполными.

Бог постепенно открывает себя людям как Бог — Троица. Ветхозаветная эпоха имела откровение о Боге, как об Отце. Новый Завет открывает нам Сына Божьего, а Его воплощение и искупительный подвиг дают возможность пришествия в мир Святого Духа.

Что же дает нам знание о Боге Троице? Человек сотворен по образу и подобию Божию. И благодаря этому человечество имеет возможность Божественной Жизни, возможность жить так, как живет, бытийствует Сама Пресвятая Троица — Три Лица, Три Личности — Отец Сын и Святой Дух.

Первородный грех прародителей внес в мир разделение. Вся история человечества красноречиво свидетельствует об этом природном разделении. Человек разделился сам в себе, разделились семья, общество, народы. И как следствие этого — природные катаклизмы, катастрофы, войны и всевозможные бедствия, ужасы и страдания.

Первый грех отделил человека от Бога. Но Бог не оставляет свое творение на вечную гибель. Предвечный замысел о человеке — это его обожение, Божественная жизнь в единстве со своим Богом и Творцом.

И Премудрый Божий Промысел сначала готовит человечество к встрече со своим Спасителем, Иисусом Христом, Который дает возможность прихода в мир Святого Духа. Откровение о Боге Троице совершилось! А значит и откровение о Бытии Троицы, об отношениях Трех Лиц. И это — Любовь!

Именно любовью побеждается всякое разделение, потому что любовь всегда стремится к единству. И это знал святой преподобный Сергий Радонежский, когда вдали от людей, в глуши непроходимых лесов воздвигал храм в славу и честь Пресвятой Троицы, чтобы взирая на него, имея перед собою всегда Ее образ, молясь Ей день и ночь, «побеждать страх перед ненавистною раздельностью мира», мраком и ужасом, в которых пребывала тогда Русь, его родная земля, народ русский.

И как святой завет преподобного Сергия, являет на свет, всему миру свою чудную икону, образ Троицы преподобный Андрей Рублев. Чтобы не только святые храмы, но и святые иконы с образом Пресвятой Троицы светили везде и повсюду, в каждом доме всем изнемогающим от мрака греховного разделения, чтобы были «все едино»:

«Среди мятущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия, растлившего Русь, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, «свышний мир» горнего мира. Вражде и ненависти, царящем в дольнем, противопоставилась взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних» (Священник Павел Флоренский).

День Рождения Церкви

«Христианства нет без Церкви», — утверждает священномученик Иларион Троицкий в своей замечательной книге с таким же названием. Потому что Господь Иисус Христос пришел на землю не для того только, чтобы дать людям Свое учение. Он пришел для того, чтобы дать людям новую жизнь. Эта жизнь возможна только в Церкви.

Христос пришел чтобы основать на земле Свою Церковь! Прежде чем взойти на Крест, совершить Свой искупительный подвиг, Господь собирает Своих учеников на Тайную Вечерю, на которой утверждает Таинство Евхаристи, лежащее в основании жизни Церкви Христовой. Святая Евхаристия — это Таинство Единства, на котором Господь в Своем Теле соединяет всех Своей Кровью. Потом, в Гефсиманском саду Христос в кровавом поту во мраке ночи молится Своему Небесному Отцу, чтобы все «были едино, как и Мы» ().

«Христианство есть общая жизнь, в которой отдельные личности настолько объединяются между собой, что их единение можно уподобить единству Лиц Святой Троицы… Вот такое-то единение человеческих личностей… и образует Церковь… На земле нет единства, с которым можно было бы сравнить единство церковное…».

В День Святой Троицы нас, Свою Церковь, народ Божий, собирает всех вместе благодать Пресвятого Духа, чтобы мы опять же все вместе, молясь своему Небесному Отцу, причащаясь Святых Тела и Крови нашего Господа Иисуса Христа, стали едины с Богом и друг с другом нерушимым божественным единством.

«Слава Святой и Единосущной и Животворящей, и Нераздельной Троице — всегда, ныне и присно, и во веки веков!» Этим возгласом предстоятеля начинается каждое утреннее богослужение Церкви Христовой. Потом служится Литургия. И опять в мир земной приходит Любовь, опять жизнь человечества освящается благодатью Пресвятого Духа. Жизнь продолжается!

Праздник в Церкви…

Церковные праздники приближаются к нам, приходят и уходят. Праздники в Церкви очень важны, ими Церковь Божия живет. Они помогают нам, учат нас отрешаться от всего земного. Они «способствуют постепенному переходу человека из времени в вечность».

Сущность праздника состоит в приобщении нас тому или иному событию церковной истории. Очень важно, что мы не просто вспоминаем то или иное событие, а входим в него, становимся его свидетелями.

С древних времен праздник был всегда связан с трапезой. Она была очень важной и неотъемлемой его составляющей. Праздновать праздник в Православной Церкви, означает участвовать в Трапезе Господней, в Божественной Евхаристии, которые совершаются на Литургии. За этой Трапезой наш Господь Иисус Христос собирает весь народ Божий, Церковь земную и Небесную.

Праздники в Церкви Христовой священны — они освящают нас, они дарят нам радость Бытия, они учат нас любви, они приобщают нас Божественной жизни, Небесному Царству.

По всей земле светят миру святые Божии Храмы. Далеко виден на высоте Холодной Горы и наш Божий храм Свято-Озерянской иконы Божией Матери. Вот и сегодня, в великий День Святой Троицы собирает он под своими сводами народ Божий. Всех собирает Божия благодать, чтобы не только окрестности и живущие вокруг люди освятились ее животворящими лучами, но чтобы вся земля стала Домом Пресвятой Троицы.

С праздником, дорогие братья и сестры! Мир и любовь да будут со всеми нами!

Галина Теличко, руководитель воскресной школы для взрослых
27 мая 2018 г.