Новый Год настает

Скоро, очень скоро Православная Церковь, весь наш народ будут праздновать свой величайший, радостный праздник Рождества Христова. Он венчает собой сорокадневный пост, получивший свое название благодаря празднику — Рождественский. И все православные ждут — не дождутся, когда же наступит их любимый, долгожданный День Рождества Иисуса Христа, нашего Спасителя и Господа.

Но существует еще один зимний праздник, как бы предваряющий собою праздник Рождества, не заметить который, пройти мимо которого, просто невозможно. Это праздник гражданского Нового Года, который отмечает практически весь мир 1-го января. Вот об этом празднике мы и предлагаем поговорить.

И сразу сам собою возникает вопрос — как нам, церковным людям, верующим православным христианам относиться к празднику Нового Года? Сделать вид, что ничего не происходит? Не думать, не смотреть, не обращать внимания? Что же нам делать, как вести себя? Как остаться верным чадом своей Церкви и… соблюсти заповедь Христа о любви к своим ближним?!

Праздник Нового Года! Кто из нас, большей части верующих, теперь уже, слава Богу, воцерковленных людей, не родом оттуда, где всегда праздник Нового Года был, пожалуй, самым любимым, самым долгожданным праздником года. Когда за одним столом, рядом с сияющей огнями красавицей елкой, в новогоднюю ночь собирались от мала до велика вся родня, все друзья, соседи, сослуживцы, одноклассники, одногруппники и прочие, и прочие… Когда задолго, заранее все покупалось и прибиралось, шилось, украшалось и наряжалось и, наконец, пеклось и жарилось. Все самое красивое, самое вкусное, самое интересное, необычное и веселое придумывалось и приобреталось.

Мы все любили этот, почти сказочный, праздник. Когда мы, хотя бы ненадолго, опять становились детьми, оставляли все свои «взрослые» дела, загадывали всевозможные мыслимые и немыслимые желания и потом наивно ожидали их исполнения целый год. Да, все это было со многими из нас… А сейчас?

Сейчас мы стали другими, мы изменились. В нашу жизнь вошел Бог. Он открыл нам дверь в совершенно иной мир. Это не мир призрачных фантазий и сомнительных, испаряющихся как пар, радостей. Бог даровал нам Свой мир, Свою радость, Свою Жизнь. И теперь эта новая наша жизнь вся исполнена праздниками. Мы теперь празднуем не просто смену числа года, мы празднуем Самого Бога, празднуем жизнь Его святых людей, празднуем саму Жизнь.

Но неисповедим, непостижим Великий Промысел Божий о роде человеческом. И Сын Божий Господь наш «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (). О чем говорят эти слова святого апостола Павла нам, христианам 21века?

«Означают они, что Бог неизменен, от начала времени Он не перестает быть Промыслителем всего человеческого рода». Как и две тысячи лет назад Он опять и опять посылает в мир Своих учеников, опять и опять говорит все те же слова: «Итак идите, научите все народы,..уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ().

Но причем тут Новый Год, какое отношение эти слова имеют к нам? Как и чему мы можем научить этих, объятых предпраздничной суетой людей, вкладывающих столько сил души и тела, столько надежд и ожиданий в предстоящий праздник… И потом, этих людей так много, кажется, что весь мир сходит с ума… Что делать нам — разделить их веселье или, заткнув уши ватой, накрывшись с головой одеялом, лечь спать? А, может быть, нам надо понять, что перед нами, православными людьми стоит определенная задача и что мы, в меру своих сил, должны ее решить.

Ведь именно ранняя Церковь установила праздник Рождества Христова, «целью которого было именно преобразование и христианизация существовавшего языческого празднества».

Нас с ранней Церковью разделяют уже тысячелетия, но наш мир во многом напоминает тот же языческий мир, который окружал ее. И разве праздник Нового Года не напоминает нам языческий праздник? И разве нам может быть это безразлично? Правильно ли будет, если мы, дожидаясь нашего Нового Года, не обратим свое внимание на тех, кто празднует сейчас свой Новый Год? Да, мир во многом напоминает языческий. Но это наш мир. И эти спешащие и бегущие, озабоченные праздничными хлопотами люди, разве не наши близкие, соседи, друзья, родственники, разве среди них нет наших детей и детей наших детей? И, главное, большинство из них это добрые, отзывчивые и прекрасные люди.

«Нет христианства там, где мир не воспринимается как объект Божественной любви»… Бог неизменен. Он все так же любит мир, даже если тот не замечает и даже отвергает Его. И Бог все так же постоянен в Своем намерении спасти этот мир, привести его к Себе, в Свое Царство. Весь мир и значит, всё, что есть в мире – всё, чем он дышит и живет, чему радуется и о чем скорбит. И той солью, которая должна все это «осолить» — изменить, преобразить, должна быть Церковь Христова, народ Божий — мы с вами.

Да, весь мир подлежит спасению, освящению и преображению. Но это будет только тогда, когда те, которым уже дарована новая Жизнь, будут жить ею, когда Церковь станет «городом, не могущим укрыться на верху горы» ().

Именно нам, тем, кому Церковь Христова стала родным домом, дарована новая Жизнь, не только знание о ней, а сама Жизнь. И живем мы этой жизнью тогда, когда приходим сюда, когда служим Божественную Литургию, когда приносим Богу Его же Дар нам — Святые Хлеб и Вино, приносим Богу в дар Его мир… Чтобы эти Святые Дары стали Святыми Телом и Кровью, чтобы получил мир освящение, чтобы становился новым, иным, Божиим.

«Се, творю все новое», — сказал Христос.

Так пусть же и праздник Нового Года будет действительно новым, иным. Пусть об этом пока будут знать только мы — те, кто придут в новогоднюю ночь в Божий храм, кто будет служить Божественную Литургию, кто принесет Богу свое благодарение за прожитый год, за мир, за жизнь и те, кто будет молиться об этом в святом углу своих домов. И ничего не может дать Бог миру в эту ночь большего, чем Святую Чашу, и в ней — Свои Святые Тело и Кровь — Самого Себя. Так пусть же звон колоколов в новогоднем ночном небе будет благодарным гласом Церкви за этот бесценный Дар, «за всех и за вся». И может быть, сквозь грохот и шум площадей и улиц, всевозможных и невозможных теле-видио-компьтерных устройств, застолья, кто-то еще услышит этот голос…

Новогодняя ночь. Ночь, но в эту ночь мир не спит. Он ждет, он встречает, он идет навстречу своему неведомому новому году. Он искренне радуется и приветствует его оглушительными взрывами и ослепительным блеском. Но пролетит эта ночь, затихнет грохот канонад фейерверков, погаснут праздничные огни, смолкнут звуки музыки и миллионов голосов, наступит утро первого дня теперь уже нового года. Потом наступит день, и следующий… И, кажется, все вернется на «круги своя», жизнь потечет своими уже проторенными путями, забудутся новогодние мечты и пожелания. Кто-то будет долго вспоминать прошедший праздник, перебирать в памяти лица, имена, сказанные слова, кто-то будет стараться забыть его как страшный сон, кому-то будет грустно или наоборот, смешно при этом. Новый год наступит, но во многом, для большинства людей, по сути, он будет все тем же старым годом с тем же грузом проблем, со всем, к чему так не хотелось возвращаться, что так хотелось оставить, забыть в прошедшем году…

И для мира, в основном, так и останется тайной та истина, что наступивший год действительно будет новым, иным, потому что в самом его начале, в новогоднюю ночь освятил его Бог Крестной Жертвой Своего Сына, потому что слышит Бог Свою Церковь, слышит ее мольбы о мире, о всех людях… Но пройдет всего лишь несколько дней, всего неделя… Мир протрезвеет, придет в чувство, успокоится и станет готовиться к другому празднику. Но это будет уже совсем, совсем другой праздник. И ночь Рождества Христова совсем другая — она свята и тиха. Нельзя шуметь, чтобы не разбудить Божественное Дитя, мирно почивающее в яслях для скота, в таинственном мраке пастушьей пещеры…

А сейчас все еще готовятся к встрече Нового Года по гражданскому календарю. И может быть нам, верующим людям, не надо хмурить брови и с укоризной качать головами вслед снующим туда и сюда людям с веселыми лицами. И если нас все же пригласили к праздничному столу наши родные, друзья или соседи, не будем испуганно подбирать слова для отказа… Все в Божьих руках и наших. Чего нам бояться, чего смущаться? В нас и с нами Бог. И может быть наше тихое слово, наше спокойствие, что-то в нас неведомое нам самим, поможет увидеть кому-то иное, совсем другое, чего никогда не встречал прежде… И, может быть, это будет нашей «маленькой», личной миссией в великом деле просвещения и научения народов христианским истинам. Не бежать от мира, не прятаться от него, а идти ему навстречу, неся свет, благую, радостную весть о том, что «приблизилось Царство Небесное».

Может быть не со всем, что здесь сказано, можно согласиться. Может быть. Пусть каждый поступает в Новогоднюю ночь так, как подсказывает ему его сердце. Но можем ли мы судить этот мир, прежде суда Божьего? Кто из нас без греха? И нет нашей заслуги в том, что мы оказались там, где Бог хочет видеть каждого, рожденного в этот мир, в Своей Церкви.

Как тысячи лет назад, так и ныне «сердце человеческое мятется, доколе не успокоится в Господе», как прекрасно заметил блаженный Августин. «Мир жаждет Божественной любви» и никто не может ему дать ее кроме Церкви Христовой в тот час, когда там звучит:

«Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся!»

Использованы цитаты из статьи прот. Александра Шмемана «Церковь и мир»

Галина Теличко
Новый 2018 год