История

Ozerjanskaja

Озерянская икона Божией Матери

Святая Русь со времен своего Крещения равноапостольным князем Владимиром навеки веков стала уделом Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Много раз спасала Она нашу православную землю – свой избранный удел. Свидетельством милости и заступничества Пресвятой Богородицы стало явление в нашем Слободском крае Озерянской иконы Божией Матери. Это было тяжкое для нашей земли время неприятельских вторжений, грозящих разрушениями, кровью и угонами в рабство. С.В. Булгаков сообщает, что эта икона была обретена в конце XVI века, во время татарских набегов на Украину. (Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей, Киев, 1913). Эти же сведения приводит А. Ковалевский в «Сказании о святой чудотворной иконе Пресвятой Богородицы Озерянской», изданной в Харькове в 1892 году: «В Куряжском монастыре есть прославленная в давних годах чудотворная икона Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках, называемая Озерянской. Обретена во время татарских набегов в пустыни, именуемой «Озерянской».

Как гласит Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице: «Бурю житейских скорбей и напастей в людех утолити хотящи, святую икону Твою на утешение нам даровала еси, Владычице…». Великое и чудодейственное начинается с малого и обыденного. На пустынном берегу речки Озерянки, поросшем густой травой, местный крестьянин косил траву. После очередного взмаха косы услышал человеческий стон. Наклонившись, крестьянин увидел в траве рассеченную косой икону Божией Матери. Опечаленный случившимся, принес он пострадавшую икону домой. Однако утром крестьянин не обнаружил иконы в своем жилище. Нашел он образ на лугу – месте его обретения. Рассеченные косой части иконы плотно срослись, оставив на месте разреза едва заметный шрам. Пред иконой горела свеча, а рядом струился родник ключевой воды.

Стараниями благочестивого иерея Феодора и архимандрита Севастиана в 1711 году на берегу Озерянки была основана Богородичная пустынь, где и пребывала обретенная икона. Многим страждущим и болящим святой образ, поименованный в народе Озерянской Богородицей, приносил утешение и исцеление. Весть о чудотворной Озерянской иконе разнеслась по необъятным слобожанским весям, а затем и по всей Руси-матушке. Святитель Архиепископ Филарет Гумилевский в своем «Историко-статистическом описании Харьковской епархии» пишет: «Святая икона с давнего времени известна по чудесным благотворениям. Она писана на холсте кистью древнего малороссийского художника. Все эти особенности подают мысль, что святая икона писана одним из страдальцев Православия, орошавших слезами молитвы изображаемый им лик Богоматери и взывавших о помощи небесной для гонимых чад Православия».

В 1787 году в числе прочих монастырей Озерянская обитель была упразднена, а ее братия переведена в Куряжкий Спасо-Преображенский монастырь. В Куряж перенесли и икону Озерянской Богоматери. Помолиться пред чудотворным образом приходили тысячи верующих со всех уголков Российской империи. Литургии, молебны, всенощные бдения длились практически круглосуточно. После одного из богослужений у чудотворного образа, умывшись водой из святого источника, прозрел слепой отрок – это был будущий писатель и видный общественный деятель Г. Квитка-Основьяненко.

Монахи документально фиксировали многочисленные случаи чудесных исцелений от благодатного Озерянского образа: исцеление человека, имевшего усохшую руку; исцеление человека из Липцев, не владевшего ногою; исцеление девицы Бардаковой, одержимой беснованием; исцеление Ивана Николаевича Бочковского от болезненного шума в ушах; исцеление двух сестер от глазной болезни; исцеление девочки от горловой болезни.

В 1843 году по просьбе жителей Харькова Преосвященный Иннокентий Борисов получает разрешение Священного Синода на перенос чудотворной Озерянской иконы на зиму из Куряжского Спасо-Преображенского монастыря в Харьковский Покровский монастырь. Решением Синода от 16 октября 1843 года были установлены два Крестных хода – 30 сентября икону переносили из Куряжа в Харьков, а 22 апреля из Харькова в Куряж (даты указаны по старому стилю). Это были поистине торжественно-праздничные дни для всего Харькова. Как писала газета «Южный край», в такие дни «…все присутствия, учебные заведения и торговые помещения закрываются, и все жители, стар и млад, спешат проводить или встречать Матушку Царицу Небесную, чудотворную Ея икону Озерянскую».

С этими Крестными ходами непосредственно связана история нашего холодногорского Свято-Озерянского храма (в дореволюционные годы его нередко именовали храмом Сретения (встречи) Озерянской иконы Божией Матери). В 1847 году на самой высокой точке Холодногорского плато, у городской черты, размежевывавшей территории города и соседнего уезда, возвели часовню во имя Озерянской иконы Божией Матери. На этом месте икону встречали по прибытии ее в Харьков, и до этого же места чудотворный образ провожало городское духовенство в день ее проводов в Куряж. Отсюда правящие архиереи благословляли чудотворной Озерянской иконой богоспасаемый град Харьков и боголюбивых харьковцев.

Озерянская часовня в 1874 году была перестроена в небольшой храм, однако численность населения Холодной горы росла и возникла необходимость в строительстве новой более вместительной церкви. Храм, закладка которого была совершена в 1892 году, строился на месте хлебного магазина Харьковского общества государственных крестьян. «Харьковские губернские ведомости» 6 июня 1890 года писали, что предполагаемая сумма затрат на возведение нового храма на Холодной горе – 45 тысяч рублей. Церковно-приходское попечительство располагало на то время лишь 15 тысячами рублей. Недостающую сумму средств собирали всем миром. На благое дело жертвовали не только харьковцы, но и жители Москвы и других городов. Стараниями священника Максима Пономарева и попечителей была собрана и израсходована на постройку новой церкви, ее украшение и приобретение утвари значительная сумма – 150 тысяч рублей. Строительство велось девять лет и 23 сентября 1901 года новый храм был освящен преосвященным Иннокентием, епископом Сумским.

Озерянский храм, возведенный по проекту архитектора Владимира Немкина, органично завершал панораму высокого плато Холодной горы. Его стройная сорокаметровая колокольня стала архитектурной доминантой этого района города. Талантливый зодчий, выпускник Петербургского института гражданских инженеров, профессор Харьковского технологического института В.Х. Немкин, проектируя Озерянский храм, отдал предпочтение русско-византийскому стилю. Храм представляет собой трехнефовую базилику, его внешние стены декорированы элементами готики. Храм имеет форму креста. Постройка выполнена из красного неоштукатуренного кирпича – влияние «кирпичного» стиля. Кирпичный декор создает впечатление сплошного орнаментного ковра.

За более чем 110-летнюю историю нашего храма, усилиями священнослужителей и мирян, нередко вопреки всяким трудностям и нестроениям, он всегда оставался Домом Пречистой Богородицы. Первый настоятель Озерянской церкви отец Максим Пономарев, подвижническими стараниями которого был возведен наш храм, а затем его сын – иерей Василий, иерей Михаил Юшков, протоиерей Андрей Любарский, как и подобает пастырям, духовно окормляли паству, ведя ее ко спасению во Христе.

Живым примером для нескольких поколений прихожан нашего храма было и остается исключительно духовное устроение Пресвятой Девы, Её материнское отношение к воплотившемуся Сыну Божию и богоподобная христоподражательная любовь ко грешному человеческому роду. И Пресвятая Богородица, как Мать, помогала и помогает всем притекающим к Ней с молитвой и покаянием пережить житейские бури и всякие общественные нестроения. Не это ли помогло нашему Озерянскому храму выстоять в годы атеистического произвола, когда безбожники, водимые врагом рода человеческого, учинили гонения на Церковь, разрушали храмы, сжигали иконы, сеяли рознь и вражду среди православного народа, насаждая всяких «обновленцев», раскольников. В тридцатые годы чудотворная икона Озерянской Божией Матери бесследно исчезла…

Но и тогда православные люди не теряли надежды и верили, что «возсия нам, паче лучь солнечных, святая икона Твоя, Владычице, в пределах Озерянских, егда губительная язва на страну нашу найде, и многи острием смерти изсече».

В годы Великой Отечественной войны, после пятилетнего вынужденного закрытия и запустения храма, вновь была возжена лампада пред иконой Озерянской Божией Матери (старинный список чудотворной иконы сохранился до наших дней). «Всё для фронта, всё для Победы!» – этой мыслью жили наши соотечественники. В 1943 – 1945 годах под сводами храма звучали патриотические проповеди, в которых воспоминались заступничество Богородицы Озерянской во времена татарских набегов, защитники Отечества, святые Александр Невский и Димитрий Донской. В фонд обороны и в помощь семьям воинов-фронтовиков прихожане Озерянского храма внесли свыше 600 тысяч рублей.

Последнее десятилетие ХХ столетия стало временем настоящего возрождения православной жизни нашего прихода. Настоятелем храма в то время был протоиерей Николай Бараненко. Выпускник Московской духовной академии, высокодуховный и высокообразованный человек. Отец Николай на себе познал испытания времен гонений на Церковь, но сохранил в своей душе заповедь любви к ближнему, данную нам Господом. Мне посчастливилось сослужить отцу Николаю за богослужениями и я каждый раз убеждался, насколько глубокими были его знания Священного Писания, литургики, догматики. Чувствовалось, как много значил он для своей паствы. Отец Николай по-отечески наставлял своих духовных чад, окружая каждого вниманием и заботой. Милосердию и щедрости батюшки не было границ. Когда отец Николай узнал об открытии на Харьковщине нового храма в честь Богоматери Озерянской, он передал туда уникальный старинный список с Озерянской иконы, выполненный еще в XIX веке.

Протоиерей Николай Бараненко писал стихи, его духовная поэзия касается самых тонких струн христианской души. Отец Николай вел дневник, многие страницы которого посвящены летописи нашего храма. Кстати, в 1977 году он принял холодногорскую церковь в довольно неухоженном виде и ему довелось приложить немало усилий, чтоб преобразить и украсить её. Им был проведен ремонт кровли, устроен новый иконостас и открыта первая в постсоветской истории Харьковской епархии воскресная школа. Отец Николай был инициатором установления ежегодного празднования 29 июня Обретения Озерянской иконы Божией Матери.

Теперь мы дважды в год – 29 июня и 12 ноября празднуем престольные праздники нашего Озерянского храма. Возродили мы и традицию чтения Акафиста Пресвятей Владычице нашей Богородице, явления ради чудныя Ея иконы Озерянския. Еженедельно, в воскресенье в 15 часов и во вторник, в 8 часов под сводами нашего храма звучит: «Взбранной Воеводе, невечерняго Света Родительнице…»

Как и прежде Пресвятая Богоматерь с любовью встречает притекающих к Ней, утешает в скорбях, исцеляет болящих, помогает в житейских нуждах. Матерь Божия прощает всё тому, кто искренне прибегает к её милосердию, желая покаяться и исправить свой грешный жизненный путь. Матерь Божия оплакивает наши грехи, но не сочувствует нашему злу.

Наш Озерянский храм стоит на перекрестке дорог и виден издалека. Больно наблюдать, как многие люди проходят мимо храма и не останавливаются на минутку, чтобы поклониться и осенить себя крестным знамением. Не будем ли мы наказаны за такое равнодушие к Храму – месту особенного присутствия Господа и почитания Пресвятой Богородицы?

Чтобы не погубить нам своей души для вечности, все мы должны постоянно прибегать к покаянию. И молитвенно просить Царицу Небесную: «… буди милостива к нам, грешным, и не презри молений наших.» Пусть не только в храмах, но и в жилищах наших теплится огонек лампады у святого образа и звучит искреннее слово благоговения и любви к Господу, Божией Матери и Святой Церкви.

Принесем к святой иконе Озерянской Богоматери – Покровительнице и Заступнице нашего города и всего Слободского края благодарственные молитвы. Чистым сердцем и устами скажем словами Акафиста:

Радуйся, наша всеусердная Благодетельнице,
паству Харьковскую матерински опекающая.

Архимандрит Никодим (Сылко),
настоятель Свято-Озерянского храма
г. Харькова.